Содержание
Резьба по дереву с Михаилом Ильяевым
Достойных работ в школе очень много.
Михаил, еще я заметил, что новички часто задают вам вопрос «сколько мне учиться, чтобы стать хорошим мастером»?
Время обучения до высокого мастерства – дело индивидуальное. В зависимости от способностей в этом роде деятельности и какую задачу поставили – уметь резать рельефы или создавать портреты, тело человека.
К сожалению, некоторые ученики бросают занятия, прежде чем поймут на практике свои возможности, не успев почувствовать, как прекрасно это увлечение, как удивительно такое творчество – создавать из простой брошенной доски, бревнышка, коряги собственными руками изделие, а возможно – произведение искусства.
Если ученик не умеет рисовать, может ли он достигнуть высокого мастерства в резьбе?
Бесспорно, резчику необходимо пытаться рисовать и очень желательно делать предварительные формы будущего изделия в пластилине, глине. Это значительно упростит понимание формы, образа, но к сожалению многие ленятся, сразу обращаясь к древесине. Я тоже не умею рисовать и ленюсь лепить. К сожалению, это заметно влияет на конечный результат.
Некоторые из тех, кто освоил декоративное решение анималистики переходят к образу человека. Маски лица, торсы, тело в композициях, бюсты, портреты. На последнем этапе рисовать и лепить крайне необходимо, кроме серьезного изучения анатомии человека. Но это для единиц, не всякому рисование под силу. Многие вырезают прекрасные орнаменты, формы и это немало! Лишь бы было мастерство резчика, убедительность формы и оригинальность, т.е. чувствовалась рука мастера и, возможно, автора.
К большой радости и открытию для меня, когда я попробовал лепить год назад, у меня стало получаться! И это при том, что рисовать я абсолютно не умею. Удивительно, но вырезать объемную декоративную форму мне оказалось проще, чем нарисовать изображение на бумаге…
Да, очень желательно создавать эскизы, наброски в пластилине, глине. Таким образом вырабатывается понимание объема, формы и композиции будущей работы. Создавать работу в дереве будет уже значительно проще.
Какой инструмент используется в школе?
Инструмент используем разный по форме и размерам, лишь бы сталь была качественная, хотя бы 9ХС. Не всякий инструмент, даже заграничный, хорош. Очень важно для начинающего иметь инструмент хорошего качества по форме и стали. В начале знакомства с техникой резьбы ученик не сразу овладевает техникой, а плохой инструмент приносит дополнительные огорчения и преждевременные выводы, что «нет способностей», «это не для меня».
Заточку инструмента провожу я сам, но и обучаю этой технике учеников. Это дается практикой. Каждый режущий инструмент в зависимости от качества стали, формы и толщины стамески, ножа и задачи его в резьбе затачивается по-своему.
Сколько человек вы обучаете в одной группе?
В группе занимающихся, на мой опыт, должно быть не более 12-15 человек. Расписание составляю по необходимости, чтобы было удобно для людей, которые работают днём или посменно. У меня занятия вечерние. Желательно, чтобы ученик был на 2-3 уроках в неделю, не меньше.
Какую работу вы сделали в последнее время?
Последняя моя работа – композиция “Ящерица и мотылёк”. Это уже готовая работа, но я стараюсь показывать ученикам и промежуточные результаты, чтобы объяснить различные творческие решения и ходы.
Резьба и роспись по дереву XVIII-XX вв.
Коллекция художественного дерева Сергиево Посадского музея-заповедника – одна из наиболее полных и богатых в России. У истоков её формирования — собрание Музея народных художественных ремёсел, созданное усилиями замечательных знатоков и исследователей народного искусства Г.С. Масловой, В.Н. Белицер, З.Л. Швагер, М.П. Званцевым. В 1941 г. эта коллекция была передана Загорскому музею, где она значительно пополнилась за счёт активной экспедиционной работы.
Большинство произведений этой коллекции датируются в основном XIX и первыми десятилетиями XX века. Отдельные образцы относятся к XVIII и XVII векам. Специалистами музея были обследованы практически все регионы Европейской части России. Коллекция изделий из дерева, собранная на этой территории, представляет огромный интерес, прежде всего благодаря ее большой художественной значимости. В своём творчестве, в неудержимом полете фантазии народные мастера переносились в чудесный мир красоты. Произведениями подлинного большого искусства наполнен был каждый крестьянский дом, который и сам очень часто был прекрасным памятником деревянной архитектуры. Сани и дуги, сундуки и люльки, прялки и швейки, вальки и трепала, ковши и солоницы искусно украшались резьбой и росписью. В лесных областях России особенно было развито плотничество. Большое значение в русском деревянном зодчестве придавалось резному декору сооружений.
Наиболее яркой страницей этого искусства в XIX веке была домовая резьба Поволжья. Особенно нарядно украшали мастера Поволжья наличники светёлочных окон. Занимая сильно западающее пространство фронтона, наличник светелки являлся декоративным его центром. Решался он очень скульптурно, объемно и всегда был ярко освещен. В резьбе светелочных окон поражает творческая фантазия мастеров: здесь и элементы классической архитектуры, прекрасно вписанные в общую композицию наличника, и сказочные существа, украшавшие деревянные колонки, и птицы в ореоле лучей солнечных розеток.
Технические приемы резьбы, особенности формы произведений из этих центров имеют многовековые традиции. В каждой области выработались свои формы и характер декора этой маленькой деревянной скульптуры. В русском народном искусстве XIX века встречаются отдельные уникальные произведения, выполненные мастерами вне связи с устоявшимися традициями. К таким произведениям, имеющим большую художественную ценность, относятся два скворечника — «старик» и «старуха» из Московской области.
Стройные, грандиозные северные дома венчал охлупень — огромное бревно лиственницы, корневищу которого придавали облик коня, утицы, а иногда оленя. Образ коня, то могучий и неподвижный в своем величии, то буйно-веселый и стремительный — один из самых популярных и любимых в народном искусстве. Наряду с крупными, монументального плана произведениями, к которым следует отнести охлупни Севера, большой интерес представляют детские игрушки — коньки. В XIX веке они имели широкое распространение и на Севере и в Поволжье. Но, несмотря на условность приемов резьбы, форм и росписи.
Большое место в оформлении фасадов и интерьеров домов занимала роспись. Ее приемы, так же, как и в резьбе, разнообразны. Лучше всего сохранилась роспись крестьянских интерьеров в областях русского Севера. В XIX веке, а часто еще и в первые десятилетия XX века роспись покрывала почти весь интерьер северной избы. Она делалась без предварительного рисунка свободными живописными ударами кисти, которые подчеркивались потом пробелами (оживками).
Мотивы этой росписи — разнообразные цветы. Расписывали голбец (крытая отгородка рядом с печкой, с дверью на лестницу в нижнюю клеть), подпечек со створками (куда прятали ухваты), залавошник для посуды, судницу в несколько створок (которая шла от печки вдоль боковой стены), воронец (балка для полатей), полку для икон в красном углу, входную дверь. В центре яркой, веселой, расписной избы, тоже украшенная росписью, висела люлька. Дополняли весь этот комплекс росписи стен и мебели расписные сундуки. Зимой у входа на специальном выступе лавки вешали хомут, деревянные части которого тоже покрывала роспись; на лавке, освещенная светом из окна, красовалась прялка; на полках над окнами стояла деревянная посуда с росписью; зимой катались на расписных санях.
Из деревянных предметов быта и орудий труда лучше всего сохранилась прялка. Она была постоянной принадлежностью быта русской женщины — с юности и до глубокой старости. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память следующему поколению. Даже в наше время в крестьянских домах Севера России еще сохранился этот предмет, как память о матери. Это сделало возможным в наши дни собрать богатейшую коллекцию, которая включает почти все разновидности прялок русского Севера и областей Верхнего Поволжья.
Многие из неизвестных ранее художественных центров были открыты экспедициями Загорского музея. По конструкции прялки можно разделить на сплошные (или корневые), сделанные целиком из корневища и «прямизны» (ствола дерева), и разъемные, состоящие из гребня и донца. Северную прялку, всегда сделанную из монолитного куска дерева, чаще всего называют «теремковыми», «терем», «терематые», «тереманя» и «теремовые». Ярославские теремковые прялки резались из березы и украшались на лицевой стороне, обращенной к зрителю, так называемой контурной резьбой, в основе которой лежала тонкая, чуть углубленная линия.
Неисчислимое многообразие композиционных решений, техническое совершенство геометрической резьбы на предметах быта из дерева до сих пор восхищают наших современников своей самобытной красотой. Классическим центром крупной декоративной трехгранно-выемчатой резьбы в Вологодской области можно считать глухой район Тарноги, расположенной севернее реки Сухоны по течению Кокшеньги. Форма тарногской прялки архаична. Огромная прямоугольная лопасть, видимо, когда-то доходила до донца, но позднее была перебита в своей нижней части невысокой ножкой. Большая лопасть буквально усыпана мельчайшим, виртуозно исполненным узором, который мерцает множеством граней своих сложных композиций.
Есть еще несколько разновидностей прялок Печенги. На их форму оказали, видимо, влияние соседние центры — Совега, Толшма и, в особенности, Тотьма. Тотемская прялка обычно имеет тонкую и высокую ножку, которая несет довольно большую квадратную лопасть с крупными серьгами внизу и широкой сквозной решеткой вместо городков наверху.
Выдающимся явлением была роспись деревянных предметов Северной Двины, которые делились на различные виды, в зависимости от центров их изготовления. Это Пермогорье, Ракулка и Борок близкими к нему по стилю поздними центрами Пучугой и Тоймой. В основе белофонных росписей прялок Пермогорья лежит четкий, нанесенный на ровный фон черный контур изображения. Этот рисунок уже потом закрашивался внутри, или вернее, заполнялся цветом.
В Борке издавна сложилась своя схема построения и свой характер росписи прялки. В отличие от белофонных, очень мелких и дробных росписей Пермогорья и Борка, прялки третьего северодвинского центра, расположенного на реке Ракулке (приток Северной Двины), имеют желто-охристый фон и крупную роспись. Жанровых сцен в них нет. Верхнюю часть прялки занимает всегда изогнутая ветка с крупными копьевидными листьями, окруженными усиками черного контура. А под ней в квадрат вписана птица.
Широкой известностью в XIX и XX веках пользовались мезенские прялки и короба. Расписывали их в селе Палащелье. Промысел этот имеет, по-видимому, очень древние традиции. Об этом говорит тематика росписи мезенских прялок. Среди разнообразных геометрических узоров центральное место в композиции занимают фризы с изображениями оленей и коней. Среди крупных лопатообразных прялок русского Севера выделяются своей необычной формой изящные веслообразные прялки на тонких ножках, как листики на стебельках, бытующие на побережьях Белого моря и в Карелии.
На западе Архангельской области по течению реки Онеги встречаются прялки обычной лопатообразной формы, украшенные резьбой и росписью. И южнее, в Новгородской области, и в пограничной с ней Тверской, и даже в Псковской встречается эта исходная форма прялки, сплошное полотно которой спускается почти до основания и только его декор варьируется в каждой области или районе.
Никакие другие предметы крестьянского быта, кроме прялок, не дают возможности с такой полнотой проследить местные художественные школы и центры изготовления. Однако и другие предметы крестьянского быта покрывались резьбой и росписью. Тонкая, очень мелкая резьба покрывала блестящие отполированные части ткацкого стана. Для удобства и быстроты в работе применялась швейка — предмет, несколько напоминающий по форме столбчатые волжские прялки. Но все-таки декору швейки обычно уделялось гораздо меньше внимания, чем оформлению прялки.
Почти все процессы женского труда сопровождали предметы искусства. Так, например, в некоторых областях исключительно нарядно украшались вальки, с которыми ходили на реку стирать белье. А также рубеля, предназначенные для прокатки и отглаживания холста. По форме он несколько напоминает валек, но почти вдвое длиннее и нижняя плоскость его имеет ребристую поверхность.
Много выдумки, мастерства, художественного вкуса и душевной, теплоты вложили русские резчики в резьбу пряничных досок. Цветы, листья, рыбы, птицы, коньки и петушки — все эти реальные образы, взятые из жизни, народный резчик пересказал в дереве языком орнамента, украсил их узорочьем, перенес в мир фантазии и сказки.
Среди предметов быта очень широкое распространение еще в далекие века имели вещи, выгнутые из луба, — короба, лукошки, хлебницы, мочесники, набирухи. Гладкая, блестящая поверхность тонких стенок лубяных изделий словно специально приготовлена природой для росписи.
Особенное внимание придавалось декору хлебниц. Расписывались хлебницы обычно в приданое дочери-невесте. На многих бытовых предметах пермогорские мастера помещали жанровые изображения, смысл которых был связан с назначением вещи. На выгнутой из луба набирухе для ягод рядом с изображением птицы-сирина, которую писали «на счастье», часто изображались пестрые деревенские петухи.
В крестьянском быту XIX века большое внимание придавалось убранству стола, декору праздничной посуды. Центральное место на нем всегда занимала солоница. В декоре солоницы обычно основное внимание придавалось ее форме, ее скульптурному облику. В областях, связанных с Волгой, —Горьковской, Костромской и Ярославской — бытовала форма солоницы в виде кресла. Севернее Волги широкое распространение имели солоницы в виде утицы. Их плели из бересты или из корней, но чаще резали из дерева. Праздничный крестьянский стол заполняла разнообразная — деревянная посуда, среди которой парадное место отводилось ковшам для меда и пива, украшенный пермогорской росписью.
Для выноса к столу хмельных напитков предназначался скопкарь. Резали его в виде огромной птицы, туловом которой была широкая приземистая чаша, а голова и хвост утицы служили удобными ручками. Из крупных выносных сосудов большое распространение в областях русского Севера имела ендова. Это огромный сосуд, напоминающий по форме братину на поддоне, но для разлива напитка он имеет небольшой носик.
Яркая, но очень простая по узору, роспись широкой полосой обегает сосуд кругом, подчеркивая его объем. Внутри дно ендовы тоже украшено росписью. Круглая братина и близкая ей по форме ендова с носиком самых разнообразных размеров бытовала во многих областях.
Резьбой и росписью украшали и другие принадлежности крестьянского хозяйства, жбаны, тарелки и блюда, рукомойники и прочее.
Каждый предмет в крестьянском хозяйстве украшался традиционной росписью. Узор составляли из самых простых элементов: черточек, кружков, крестиков и полосок. Сначала наносился черный контур, а середина заполнялась суриком. Роспись покрывали олифой, золотистый тон которой придавал всему колориту собранность и благородство. Теплый красный цвет, который является ведущим в росписи, мягко сочетается с белым фоном. Очень интересны сюжетные композиции, которые превосходно вписываются в растительный узор и не нарушают его цветового ритма.
Широкое распространение имели сосуды средних размеров, в которых подносили гостю пиво или квас. Форма их не только красива, а прежде всего очень удобна для пользования. В Костромской области эти ковши резались глубокими. Ручки были основным украшением таких ковшей. Форма широко известных тверских ковшей «конюхов» кажется буквально слепленной по ладоням рук, так удобно они лежат в них. Чуть сплюснутая со сторон деревянная чаша тяжестью двух ручек ложится в углубления между большим и указательным пальцами на край ладоней.
Не только удобен, но и очень красив ковш-конюх. В форме его чаши четко читаются четыре, словно срубленные топором, плоскости, которые уже потом чуть закруглены по углам. Эта ясность формы придает его образу какую-то особенную значительность. Из крупных выносных сосудов мед и пиво наливали в посуду более мелких размеров небольшими тоже деревянными ковшами, форма которых в некоторых областях удивительно красива и самобытна.
Названия, которые они сохранили до наших дней, красноречиво говорят об их назначении. Это ковши-наливки Вологодской области с округлой, очень пластичной, чашей, которая плавно переходит в пышную декоративную резную ручку, и ковши-черпаки с Волги с четким и строгим силуэтом. Не редкостью были и ковши-великаны. По краю одного из них, как золотой орнамент, идет надпись вязью: «Сей ковш Чебоксарского уезда деревни Минина Михаила Лександрова Маслова приданный а для дочери Анны Михайловны». Такой великан красавец-ковш, конечно, был украшением праздничного стола.
Многие предметы, сделанные из самых простых и доступных материалов, народные художники украшали яркой росписью и виртуозной резьбой. Их всегда высоко ценил народ, так как они привносили в жизнь радость и красоту.
Резьба по дереву на заказ. Цены. Фото изделий
Компания «Ставрос» предлагает наиболее демократичную стоимость среди фирм, предоставляющих подобных услуги. Мы готовы подобрать лучшие условия для своих клиентов в силу грамотной маркетинговой политики наших ведущих специалистов, а также постоянным спросом на продукцию и, собственно, саму услугу.
Эксклюзивные резные изделия ручной работы на заказ изготавливаются с применением как традиционных, так и современных методов обработки. Наши высококлассные специалисты вручную и при помощи специальных фрезерных станков создают поистине эксклюзивные и оригинальные изделия из натурального дерева с уникальным внешним видом и характеристиками.
Резьба по дереву на заказ: демократичная стоимость
Резные орнаменты из дерева, изготавливаемые нашими специалистами, можно назвать настоящей доступной роскошью, способной украсить любой интерьер. Мы всегда готовы подобрать оптимальный вариант не только для клиентов, но также и партнеров по бизнесу.
Красивые, оригинальные и недорогие элементы резьбы по дереву – не единственная сфера деятельности нашей компании. Наши возможности (собственная техническая база и штат квалифицированных специалистов) позволяют производить самые разнообразные деревянные изделия, например, иконы из дерева с резьбой, эксклюзивную резную мебель. Мы готовы изготовить резные элементы в едином стиле, изысканно подчеркнув особенности интерьера или экстерьера, сохранив традиции прикладного искусства, внеся нечто ценное в это изысканное искусство.
Деревянные изделия с резьбой: красиво и стильно
Резные элементы из натуральной древесины – это превосходный выбор как для домов в традиционном стиле, так и самых современных зданий. Использование особых технологий и только высококачественных отборных материалов позволяет создавать опытным мастерам настоящие шедевры. В каждом из них чувствуется тепло рук мастера и душа, которую специалист вложил в свое произведение. Мы прислушаемся к любым пожеланиям заказчика, воплотим в реальность самые смелые мечты и желания, создадим поистине неповторимый декор.
история зарождения и развитие • Орнаментум
Резьба по дереву: история зарождения и развитие
История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.
Со времени появления человека разумного, в ум и сердце людей заложено стремление к прекрасному. Это стремление вылилось в поразительное умение людей сделать из природного материала настоящее произведение искусства. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако, история развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе. Наверное поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили.
Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и долгоденствия. Из дерева вырезали также обереги – маленькие фигурки божков, которые являлись хранителями домашнего очага.
От идола и артели
Самой древней находкой, вырезанной из дерева, считается Шигирский идол. Это деревянная скульптура, сделанная из лиственницы, которую специалисты относят ко времени мезолита, то есть к VIII тысячелетию до нашей эры. Предмет был найден на территории нашей страны, недалеко от Екатеринбурга, в ходе раскопок на восточном склоне Среднего Урала. Интересно, что туловище идола покрыто со всех сторон геометрической орнаментальной резьбой, а на более широких частях его вырезано что-то подобное лицу (личине). Изучив изображения, ученые выделили персонажи, которые связаны с небесным (верхним) и подземным (нижним) мирами, видимо воплощающими мир животных и мир растений, женское и мужское начало.
Постепенно, с развитием человечества, резьба по дереву утратила свой мистический и обрядовый смысл и стала способом декоративного украшения предметов быта. Появлялись новые приемы в резьбе, техника ее обогащалась использованием новых инструментов.
Начиная с XVI века, стали создаваться крупные мастерские резных дел и артели. Резьба по дереву стала повсеместным народным промыслом общегосударственного масштаба. Искусные народные мастера-резчики украшали самобытной резьбой царские дворцы, соборы и храмы, дома и усадьбы богатых и знатных людей.
Жизнь людей на Руси была неразрывно связана с деревом. Мастера использовали не только саму древесину, но также и бересту, тонкие корни сосны и ели, луб, кап, капо-корень. Эти материалы использовались в различных видах художественной обработки дерева. Например, капо-корень, который представлял из себя наросты на стволе и корнях березы, имел неправильное строение, затейливое сплетение волокон и очень высокую плотность. Эти свойства делают кап или капо-корень, похожим на карельскую березу, из которой изготавливали изящные декоративные предметы: изысканную мебель, табакерки, ларцы. Народные резчики делали из капо-корня, не поддающегося влаге, отличную посуду.
Испокон веков в России все традиционные предметы быта, сделанные из дерева имели выразительную декоративную форму и оформлялись богатым резным орнаментом или художественной росписью. В резном украшении прялок, ковшей, веретен, солониц, швеек, вальков, блюд и ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природой.
Домовая резьба
Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. Совершенство резных орнаментов и образов восхищает даже искушенного ценителя. Ритмичные растительные узоры, геометрическое кружево, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок-берегинь, волшебных птиц и зверей – все это ставило резной декор русской избы в один рад с шедеврами мировой архитектуры.
В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении простых бытовых предметов. На смену трехгранновыемчатой, контурной и геометрической резьбе пришли глухая рельефная, прорезная и скульптурная. Глухая резьба с характерным сплошным фоном, применялась для украшения фронтонов домов, наличников, торцевых досок, помогая сохранить древесину от гниения. Прорезная или ажурная резьба, которая очень похожа на кружево, использовалась для оформления входов над дверями, наличников, карниза крыльца, причелин, полотенец, перил лестниц. Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири.
Читайте также:
Пропильная резьба
Резьба в стиле барокко
Восточная резьба
Домовая резьба
Скульптурная резьба
Объемная или скульптурная резьба в украшении архитектурных сооружений проявлялась в создании объемных изображений птиц и зверей на гребнях крыш, на кистях причелин и украшении деревянными фигурками ограждений вокруг домов.
В нашей стране имело свое развитие не только резное искусство крупных и средних форм, но также создавалась и развивалась резьба малых форм, например резная деревянная игрушка и скульптура.
Богородская резная игрушка
Недалеко от Сергиева Посада на живописном холме над рекой Куньей стоит село Богородское. Именно в этом селе в XV – XVI веках зародился народный промысел резной деревянной игрушки. Село Богородское впоследствии стало одним из центров народного творчества. В XX веке мастера резной игрушки и скульптуры объединились в артель, а позже артель была преобразована в фабрику. Характерной особенностью богородской резьбы было создание из мягких пород дерева: осины, липы, ольхи, забавных объемных движущихся игрушек. Сюжеты, отраженные в резных игрушках, самые разнообразные: стучащие молотками мужик и медведь, кующие кузнецы, курочки, клюющие зерно, мыши, которые устроили похороны хитрому коту. Богатые коллекции богородской игрушки находятся во многих музеях нашей страны и экспонируются за рубежом.
Абрамцево-кудринская резьба
Еще одно самобытное направление в резьбе по дереву на Руси – абрамцево-кудринская резьба. Этот народный художественный промысел сформировался недалеко от усадьбы Абрамцево под Москвой в конце XIX века. Особенностью абрамцево-кудринского стиля резьбы было гармоничное сочетание геометрической резьбы с плоскорельефной, а также особый прием растительной орнаментальной резьбы. Мастерами усадьбы Абрамцево оформлялись затейливым резным рисунком предметы крестьянского быта: блюда и вазы, солонки и ковши, бочата и хлебницы, шкатулки и ларцы. В своих работах кудринские резчики продвигались от удачного соединения отдельных деталей, в виде разнообразных розеток, веточек, завитков, к целым орнаментальным композициям.
С развитием искусства резьбы, в украшении предметов народного быта все чаще появляются сюжеты крестьянской жизни: танцы и хороводы, чаепития, праздничные застолья, свадебные обряды. Такими сюжетами часто оформляли прялки ярославские и грязовецкие мастера резного дела. Очень часто в русской традиции орудия труда женщин: вальки, прялки, веретена, рубели, коклюшки украшали геометрическим узором, выполненным трехгранновыемчатой резьбой. Такой способ резьбы по дереву считается одним из самых древних.
Пряничные доски
Интересным направлением в резьбе по дереву было изготовление пряничных досок. Русские резчики вложили много выдумки, художественного вкуса, мастерства, теплоты души в оформление данных предметов. Пряничные доски удивляют разнообразием форм и украшения. Они могли быть огромных размеров и совсем маленькие, с надписями и узорами, с реальными, взятыми из жизни образами и оформленными сказочным сюжетом.
Богато украшалась резьбой и разнообразная деревянная посуда. Свое мастерство, безграничную фантазию и талант мастера резного дела проявляли в резных ковшах для меда и пива, стопкарях, блюдах, ендовах, черпаках, солоницах и жбанах.
Развитие торговли между странами существенно расширило кругозор мастеров резьбы и оказало обогащающее влияние на данный вид прикладного искусства. В русских землях резное мастерство или узорочье развивалось не только в народных традициях, но и заимствовало приемы и секреты в других культурах. Интересно, сколько еще рефератов будет сделано из нашей статьи? Например, в глубокой древности богатый растительный узор позаимствовали из византийского стиля резьбы. В XVI веке на развитие резного дела в России повлияли приемы и традиционный орнамент в виде виноградной лозы, свойственные итальянским мастерам. Также резчики перенимали элементы готической немецкой резьбы по дереву.
Классика
Появившиеся в архитектуре новые направления: ампир, рококо, барокко, классицизм, викторианский стиль, модерн, нашли свое отражение в изделиях резчиков по дереву, порой сплетаясь и переходя один в другой. Соразмерность и гармоничность классического стиля может соседствовать с воинственным романтизмом ампира, богатейший изысканный орнамент барокко сочетается с изысканной женственностью рококо, плавные реалистичные линии модерна дополняют массивные викторианские формы.
Современное состояние
История развития резьбы по дереву на этом не закончилась. В настоящее время происходит возрождение древнего искусства, появляются новые направления и целые школы декоративного резного творчества. Например, резьба «Татьянка» – современный вид резьбы, который был разработан нашим соотечественником в конце XX века. Название свое это направление получило в честь супруги мастера-автора. Ее особенность – насыщенность орнамента растительными элементами и относительная простота, которая позволяет овладеть этим искусством и взрослому и ребенку.
Основываясь на богатейших традициях, резьба по дереву в нашей стане приобретает себе новых почитателей и становится необычайно популярным видом художественного творчества.
В завершении статьи — видео с кратким рассказом об истории резьбы.
Резьба по дереву: тонкости старинного ремесла
Современная отделка интерьера кардинально отличается от старинных традиций оформления жилья. Однотипные глянцевые, стеклянные, металлизированные детали обстановки лишены индивидуальности, выраженной в уникальном декоре. Резьба по дереву на протяжении многих веков не теряет популярности. Этот старинный промысел мастеров-краснодеревщиков позволяет создавать неповторимые предметы интерьера и выполнять эксклюзивную отделку домов.
Освоив азы декоративно-прикладного искусства по филигранной обработке древесины, можно научиться делать зрелищно выглядящие шедевры мебельного искусства, уникальные стеновые панели и перегородки, самобытные украшения интерьера. Резьба по дереву открывает безграничные возможности для преображения интерьера и экстерьера дома.
Резьба по дереву: история развития ремесла
Резное дело зародилось на Руси во времена возникновения деревянного зодчества – древнего домостроительства. Желание придать оригинальный вид постройкам из древесины проявилось в узорчатом декоре фронтонов, дверей, ставней, мебели. В качестве эскизов использовались окружающие природные пейзажи, лики святых, символы исторических, культурных эпох, художественного и архитектурного искусства.
Народные ремесленники из разных уголков мира по-разному декорировали деревянные заготовки за счет разработки уникальных орнаментов:
- австралийские умельцы создали геометрический и предметный декор, выраженный в виде спиралей, зигзагов, кругов, прямых, кривых линий;
- арабы в витиеватых узорах выражали поклонение исламской религии, проявляемое в высечении на дереве каллиграфическим почерком написанных цитат из Корана;
- грекам принадлежит авторство «меандра», представленного в виде беспрерывного прямолинейного обрамления с прямоугольной стыковкой компонентов узора;
- кельты создали орнаменты в форме косы;
- китайцы высекали на дереве природные мотивы;
- немцы разработали технологию формирования разнообразных фигур и абрисов с готическими мотивами;
- персы украшали самодельную мебель образами птиц, млекопитающих, мифологических животных.
Китайский орнамент на дереве
В былые времена по манере оформления предметов ремесла можно было узнать национальность мастера. Многие старинные предметы быта и мебели с резьбой являются музейными экспонатами, демонстрирующими искусное мастерство интернациональных ремесленников и совершенство ручной обработки древесины.
Благодаря неиссякаемому творческому потенциалу народных умельцев аляповато выглядящие столярные изделия кардинально видоизменились, стали высоко цениться и позиционироваться как произведения искусства. Мебель с резными абрисами перестала выполнять строго утилитарную функцию. Благодаря ее художественной ценности дизайнеры по достоинству назначают ей роль визуальной доминанты на картине интерьера.
Резная мебель позиционируется как произведения искусства
к оглавлению ↑
Резьба по дереву: технологии декора
Этот вид декоративно прикладного искусства подразделяется на типы художественной обработки древесины:
- Накладной – наиболее простой способ украшения дверей и мебельных фасадов ажурно обработанными заготовками с толщиной 5-10 см. Филигранно оформленные накладки приклеиваются или прибиваются к внешней стороне столярного изделия.
Деревянные резные накладки для декора
- Объемный – сложнейший вид резьбы по дереву, превращаемому в рукотворные скульптуры. Они могут отражать образы людей, техники, любых представителей флоры и фауны. Искусно отделанные изделия в виде разных фигур применяются в качестве подстолья, лестничных перил, обрамления каминных порталов, зеркал, основы торшера и прочих деталей предметов обстановки.
Объемная резьба по дереву – сложнейший вид
- Ажурное кружево на дереве создается за счет прорезной техники, образующей узорчатую вязь со сквозными элементами. Эффектно выглядит подобный декор мебели, пропускающий солнечный свет и образующий кружевные тени причудливой формы на окружающих элементах интерьера.
Ажурное кружево на дереве в интерьере
- Контурная обработка предусматривает высекание тонким резцом рисунка или орнамента на заготовке. Сюжетная основа наносится на дерево при помощи карандаша или копировальной бумаги.
Контурная резьба по дереву
Резное дело в течение многовекового развития постоянно совершенствуется и упрощается. В былые времена резьба по дереву являлась долговременной трудоемкой работой, требующей совершенного владения точностью ювелира и художественным мастерством. Сегодня готовые эскизы и специализированный электроинструмент для резьбы по дереву предоставляет возможность каждому желающему овладеть азами древнего декоративного ремесла.
к оглавлению ↑
Подбор материалов для резьбы по дереву
При выборе натуральных материалов для отделки и благоустройства жилья оптимально отдать предпочтение древесине. Она легко приобретает любую желаемую форму и цвет, веками сохраняет первозданный вид, способствует созданию благоприятного микроклимата в доме.
В поиске заготовок для занятий резьбой необходимо подбирать пластичные виды дерева:
- Липа обладает высокой степенью мягкости. Под воздействием острых инструментов для резьбы по дереву для начинающих она идеально точно повторяет контуры желаемого рисунка и грани избранного орнамента.
- Береза характеризуется податливостью, четко выраженным природным рисунком на спилах. Изделия из этого материала оригинально выглядят в естественном виде без тонировки и покрытия лаком.
- Груша имеет отменную формостойкость. В процессе обработки режущими инструментами она не трескается, отлично выдерживает воздействие шлифовального оборудования.
- Ольха представляет широкие возможности дизайна из-за богатого выбора цветовой гаммы – охристого, светло-желтого, темно-коричневого тона.
Для резьбы выбирайте пластичные виды дерева
Подбор материала для резьбы должен основываться на умении обрабатывать древесину. Начинающим мастерам оптимально использовать недорогостоящую податливую липу или осину. Асам рекомендуется совершенствовать мастерство при использовании богато выглядящего дуба, кедра, амаранта, махагони или бриара.
к оглавлению ↑
Выбор инструментов
Для создания многогранных орнаментов и узоров на плоских заготовках необходимо подготовить набор инструментов для резьбы по дереву:
- Стамеска – главное приспособление резчика, позволяющее легко, быстро делать выемки разной формы и глубины. Для создания прямых, косых, полукруглых, уголковых контуров рисунка необходимо использовать инструменты с соответствующей формой режущей части. Электростамеска для резьбы по дереву значительно упрощает и убыстряет декоративный процесс. Она комплектуется разными насадками, функционирует за счет электросети и аккумулятора.
Электростамеска значительно упрощает декоративный процесс
- Резак и косяк из сверхпрочной нержавеющей стали с остро заточенным лезвием. Специализированные ножи используются для черновой и финишной обработки заготовок. Благодаря разной форме лезвия резчику легко делать углубления и выемки нужной конфигурации.
Резаки для резьбы по дереву
- Бормашина позволяет с легкостью выполнять разные резные работы любого уровня сложности – обрубку, полировку, шлифовку, нанесение контуров рисунка или узора. Производительность оборудования определяется способностью функционировать длительное время на высоких оборотах и возможностью стойко выдерживать высокую нагрузку при обработке твердой древесины.
Бормашина позволит выполнять работы любого уровня сложности
- Лазерный гравер помогает резчику в домашних условиях украшать столярные изделия разнообразными рисунками, узорами и орнаментами. При загрузке эскиза с избранным изображением он четко повторяет его очертания. Технологичное оборудование комплектуется автоматизированными пилками, стамесками, ножами, шлифовальными и полировочными оснастками. Задав определенную функцию, лазерный гравер мгновенно придает изделию желаемый вид и реализует любую задумку декоратора.
Лазерный гравер реализует любую задумку декоратора
к оглавлению ↑
Уроки резьбы по дереву для начинающих
Решив овладеть мастерством резчика, необходимо детально изучить предназначение инструментов, технологию обработки древесины. Немаловажно уделить пристальное внимание основам техники безопасности:
- Левая рука должна фиксировать положение заготовки на большом расстоянии от места декорирования.
- Локоть правой руки нужно плотно прижать к столу.
- Рабочее место необходимо оборудовать устойчивым столом и хорошим освещением.
Резьба по дереву для начинающих предусматривает освоение техники высекания геометрических фигур. По четко обозначенным линиям проще всего выполнять декор изделия. Пошаговый мастер-класс по выполнению трехгранно-выемочной резьбы наглядно продемонстрирует легкость филигранной обработки древесины:
- Подготовьте плоскую деревянную основу мягкой породы, нож с косым лезвием, чертежные инструменты.
- Нарисуйте две параллельные линии одинаковой длины на расстоянии 1 см друг от друга.
- Сделайте метки на линиях с шагом 1 см в шахматном порядке.
- С помощью линейки соедините отметки, получив зигзагообразный орнамент.
- Пометьте середину каждого треугольника. Соедините его центр со всеми углами. В результате должен получиться орнамент, состоящий из ряда трапеций одинакового размера.
- Вырежьте каждое треугольное ребро трапеции с помощью ножа-косяка. Углубления должны составлять не более 5 мм. В итоге создастся узор «змейка».
Приспособившись работать с инструментами для резьбы, нужно совершенствовать мастерство: осваивать барельефную, горельефную, скобчатую, контурную, сквозную и другие техники. Искусное владение мастерством резного дела позволит создавать уникальные картины на деревянных полотнах.
к оглавлению ↑
Применение резьбы по дереву в интерьере
Резьба по дереву в пространственной композиции может предстать в разных образах:
- Лестничные ограждения, обвитые деревянным плющом или виноградной лозой, выразительно подчеркнут преобладание природных мотивов в доме. Не менее эффектно смотрятся фигурные лестничные балюстрады, отражающие архитектурные изыски эпохи Возрождения.
Резные элементы лестницы в современном интерьере
- Пилястры и колонны, декорированные геральдическими узорами, воссоздадут дух Средневековья в интерьере. Подобная старинная отделка дома присуща эстетике ампира, классического, викторианского и других исторических стилей дизайна.
Резные пилястры для интерьера в классическом стиле
- Консоли, оформленные античными орнаментами «меандром» либо «акантом», активно используются для отделки потолков, стеновых панелей, фасадов мебели «под старину».
- Багеты, карнизы и фризы в резном исполнении с ажурной отделкой применяются для украшения потолков, стыков между стенами.
Деревянный карниз в резном исполнении
- Наличники из дерева с кружевной вязью, олицетворяющей основы сквозной техники резьбы, необходимы для обрамления оконных, дверных проемов, настенных, напольных зеркал и других деталей обстановки с прямолинейными очертаниями.
Оформление двери резным наличником
При желании наполнить дом изобилием деревянных предметов интерьера необходимо помнить о вредоносном влиянии чрезмерно сухого воздуха на натуральную основу. Она деформируется, лаковое покрытие трескается, цвет меняет тональность. Поэтому необходимо позаботиться об увлажнении воздуха, способствующего сохранению первозданного облика мебели.
к оглавлению ↑
Использование резьбы по дереву в экстерьере дома
Для создания гармоничного единства в оформлении интерьера и экстерьера дома разумно использовать типажные деревянные элементы с резьбой. Филигранно обточенные карнизы, розетки, наличники, добротные входные двери с массивными замками отразят манеру оформления самобытно выглядящего фасада дома. Идеальным дополнением станет резная окантовка фронтона, украшение кровли фигурным флюгером. Подобная внешняя отделка здания отражает основы домовой резьбы, символизирующей дань вековым традициям.
Для украшения придомовой территории рационально сделать подвесные кашпо, фонари, почтовые ящики с рельефным декором, демонстрирующим пасторальные мотивы. Зоны отдыха на улице стоит оборудовать лавками с фигурными ножками или скамейками с деревянными спинками, оформленными контурной резьбой в виде картин с интересными сюжетами.
Спинка лавки оформлена резьбой по дереву
Чтобы максимально продемонстрировать потенциал профессионального резчика, актуально сделать беседку из дерева с тонко проработанной каждой деталью. К примеру, арочный вход декорировать вьющимися розами, высеченными на древесной основе, подпорки для кровли сделать в виде скульптур, столешницу для стола оформить государственным гербом, этническими мотивами, абстракциями или замысловатыми рисунками.
Декор беседки резными элементами
Рукодельные изделия любое пространство наполняют глубоким смыслом. Резные очертания деревянной отделки, меблировки, декора дома придают любому интерьеру непревзойденные черты элитарности и естественного очарования.
Резьба по дереву – уникальное ремесло, позволяющее создавать эксклюзивную мебель, особенные украшения для интерьера, памятные сувениры для родных и близких. Рисунки, вырезанные на дереве, в любом исполнении притягивают взгляд окружающих и становятся объектами всеобщего любования.
к оглавлению ↑
Фотогалерея – резьба по дереву
к оглавлению ↑
Видео
Автор: Михаил Бонд
Рейтинг:
Загрузка…
Понравился пост? Поделись с друзьями!
Резьба по дереву
Резьба по дереву
- Подробности
- Категория: Обработка древесины
Резьба по дереву
Резьба по дереву является одним из древнейших видов художественной обработки древесины. На протяжении многих веков и даже тысячелетий человек украшал свои дома изделиями из резьбы, резал из дерева посуду и другие предметы домашнего обихода, игрушки и даже культовые предметы. Возможно, именно по этой причине существует множество разновидностей резьбы, выделяемых в зависимости от способа резания древесины и внешних особенностей изделий.
Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены:
плосковыемчатая(плоскорельефная),
геометрическая,
прорезная,
рельефная,
скульптурная.
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм.
Плосковыемчатая(плоскорельефная)резьба бывает с заоваленным контуром (см. рис. слева), заоваленная резьба с подушечным фоном (см. рис. посередине) и заоваленная резьба с подобранным фоном (см. рис. справа).
Разновидностью плосковыемчатой резьбы является геометрическая резьба.
Геометрическая резьба представляет собой вырезные элементы из треугольников, квадратов, окружностей.
На рисунке слева:
1.Треугольник;
2.Глазок;
3.Треугольник с зубчиком;
4.Фонарик;
5.Четырехгранники;
6.Лучи;
7.Ромбы.
На рисунке справа изображена разделочная доска с повторяющимися элементами геометрической резьбы. Элементов геометрической резьбы существует очень много.
Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка.
Применяется в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов (см. рис.).
Прорезная резьба является наиболее простой. Выполняют ее с помощью лобзика, выпиливая контуры различных фигур.
Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках (см. рис.). У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда применяют яркую ткань.
Для выполнения прорезной резьбы на простроганную или отшлифованную поверхность заготовки из древесины или фанеры переносят рисунок по шаблону или через кальку. В вырезаемых контурах просверливают отверстия, в них заводят пилку лобзика и выпиливают контур рисунка на выпиловочном столике.
Плоской, прорезной и контурной резьбой украшали русскую мебель.
Прорезную резьбу с рельефным рисунком называют ажурной. Этой резьбой украшали мебель мастера стилей барокко и рококо.
Если прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то ее называют накладной.
Характеристика рельефной резьбы сразу предполагает разделение ее на два подвида — плоскорельефную и глухую рельефную. Последняя, к тому же, имеет два самостоятельных направления — барельефная резьба (имеющая низкий рельеф) и горельефная (имеющая высокий рельеф).
Суть рельефной резьбы в том, что сам узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него.
Эта выборка может быть равномерной по глубине. Формируемый узор (рисунок) и фон вокруг него будут стандартными по всей площади композиции. Это плоскорельефная резьба.
Если же резьба выполнена с высоким рельефным узором, который практически исключает наличие плоских поверхностей, то это глухая рельефная резьба. Термин «глухая» происходит оттого, что данный вид предполагает наличие непрорезанного (глухого) фона.
Рельефная резьба (особенно горельефная) привлекательна своей декоративностью, выразительностью, богатством композиции. Если плоскорельефная резьба характеризуется некоторой «приглаженностью», то горельефная — это настоящий ландшафт в миниатюре, со своими возвышенностями и впадинами, это уже приближение к фантазиям природы.
Мастера рельефной резьбы создают настоящие шедевры, задействуя в своих работах элементы всех видов — прорезной, геометрической, скульптурной резьбы. Именно соединяя в композиции все виды резьбы, можно добиться совершенства в данном виде творчества. Но путь к этому лежит только через овладение каждым видом, каждым приемом в отдельности. Опять же — от простого к сложному.
Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкновенного стола и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных для этих целей. Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винтовыми зажимами.
Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты, в основном стамески (см. рис. ниже).
Плоские прямые (рис. а) стамески используют для зачистки фона в контурной или в рельефной резьбе.
Желобчатые стамески (рис. б, в, г) применяют почти для всех видов резьбы.
Стамески-клюкарзы (рис. д) имеют короткое полотно и длинную изогнутую шейку. Применяют их для вырезания углублений в труднодоступных местах.
Стамески-уголки (рис. е) применяют при вырезании канавок.
Стамески-церазики (рис. ж) используют для прорезания узких жилок (канавок).
Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) (рис. з) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30-40°.
Ножи-резаки разных форм применяют при геометрической и контурной резьбе, а также при выполнении изделий в технике прорезной резьбы. Основное предназначение резака — выполнение ровной, прямой канавки.
Лезвие у резака скошенное, из-за чего с одной стороны образуется носок, то есть острый угол, а с другой — пятка, то есть тупой угол. При этом лезвие скошено не только по краю» но и по плоскостям. Угол скоса по плоскостям по направлению к режущей кромке составляет примерно 15°, скос по краю — 60°.
Толщина лезвия резака может колебаться между 5-7 и 30 мм. Длина выступающей из рукоятки части лезвия должна быть примерно 50-70 мм.
Для грубых работ применяют долота.
Стамески и долота должны иметь качественные ручки. Их лезвия затачивают довольно остро и доводят на оселке. Следует иметь в виду, что хорошо заточенной стамеской получают высокое качество работы. Она легко режет древесину.
Художественную резьбу по дереву начинают с разметки рисунка. Разметку ведут с помощью линейки, циркуля, угольника, транспортира, трафаретов карандашом или шариковой ручкой.
При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (см. рис.справа).
Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон, а затем вдоль волокон.
Косячок берут правой рукой. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии.
При вырезании наклонных граней косяк наклоняют вправо (см. рис. 1) или влево (см. рис. 3) на угол 30-40°.
Вначале наклоном косяка вправо прорезают правые грани, затем наклоном косяка влево прорезают левые грани, при этом нельзя перерезать линию разметки.
Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой, чтобы его не уводило по направлению волокон.
На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками.
При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треугольников от вершины к основанию. У вершины треугольника делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой глубины к основанию треугольника.
Стамески — опасный режущий инструмент. Обращаться с ними осторожно.
Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.
Не применять больших усилий при резании стамеской.
При необходимости удара по ручке стамески брать ее в левую руку, киянку — в правую и, поставив стамеску по месту вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары.
Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках.
Каждому инструменту отводить свое место.
Резьба по дереву по-женски. Кокорина Надежда
Резьба по дереву, как думают многие, довольно «мужской» вид творчества. Так ли это? В рамках Фанпроекта приоткроем занавес насчет женщин. Резьба по дереву — женское дело! Это про Кокорину Надежду из Свердловской области.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,
(Н.Некрасов)
Это точно написано о нашей героине. Встречайте: Россия, Свердловская обл., город Серов, Кокорина Надежда.
Начнем словами самой героини, напишем «о творчестве, искусстве, истории и просто жизни. Покажем процесс резьбы по дереву, вырежем большой ларец по сказам Бажова».
Чем же все-таки Надежда занимается? Сама мастерица о себе пишет: «Я, Кокорина Надежда, выражаю себя в разных техниках, ведь так интересней жить. Резьба по дереву, графика, живопись, текстильные поделки, войлок — вот чем я занимаюсь. Продаю свои изделия, делюсь творческим вдохновением, позитивным настроением:) Занимаюсь художественным войлоком, резьбой по дереву, графикой, живописью. Люблю путешествовать, читать, общаться с творческими людьми.»
А от кого можно больше узнать о женщине? Конечно, от таких же талантливых женщин. Например, в блоге «Творческий вторник» Анастасии Эльберг, в котором мы узнаем об интересных людях, есть местечко и Надежде: «Помню одну из первых вещей в детстве, это фигурка из дерева, я нашла щепку в поленнице, очень похожую на крокодила. Приклеила ему ножки, раскрасила краской, пасть у него шикарная была (улыбается)». И дальше провокационный вопрос: «Резьба по дереву… как думают многие, довольно «мужской» вид творчества. Что скажешь? Так ли это, на твой взгляд?»
Что же такое для Женщины Резьба по дереву?
Кокорина Надежда: «Резьба по дереву — мое давнее увлечение, со временем превратившееся в мою работу. Конечно, многие считают, что резьба больше «мужской» вид творчества. Я думаю, что женщины могут освоить любое дело и принести в него свою изюминку, свой мир, свой взгляд на вещи. Моя резьба более тонкая, не сильно рельефная, резчики мужчины больше любят работать с объемами, горельефами.
Дерево – любимый материал, он живой, хранит энергетику человека, мастера который дал ему вторую жизнь. Натуральное дерево и сейчас остаётся актуальным материалом для тех, кто желает впустить в свою жизнь частичку природного, вечного, кто ценит индивидуальность и стиль.»
Надежда о себе: «Я проработала 14 лет в творческой мастерской в городе Серове, где изготавливались иконостасы для храмов, делалось убранство для церквей, мебель, сувениры. Много работ сделали для Верхотурья, по единственно уцелевшей фотографии 19 века создавали заново иконостас для Свято-Покровского женского монастыря… Делали иконостасы для Серова, Тюмени, Южно-Сахалинска, урочища Ганина Яма под Екатеринбургом, Краснотурьинска, Мучкапского района поселка Кедровка Тамбовской области…
В коллективе были преимущественно мужчины резчики, мне помогали со столяркой, делали заготовки будущих подносов, шкатулок. Были художники, специалисты по покраске. Я рисовала эскизы сувениров, вырезала по дереву и тонировала морилками с помощью аэрографа. Было интересно работать с такими творческими людьми, и сейчас мы продолжаем общение… Работать с единомышленниками – одно удовольствие!
Резьбе по дереву я научилась в художественном училище в Краснотурьинске, а потом свое мастерство совершенствовала в мастерской. Всегда было, у кого учиться и идти вперед. А самый свой первый интерес к дереву, наверно был от дедушки, он делал красивую мебель, помню стол с точеными ножками, очень мастеровой был. Еще работал на конюшне, и я любила приходить на конный двор, смотреть лошадок и маленьких жеребят.
Спасибо, Надежда, за ваш труд и умение жить и творить!
В руках Мастера мы видим Резцы и Долото / Стамески , если есть под рукой Наборы столярных приспособлений, это только улучшит восприятие и видение новых работ. А как без Клюкарзы и Ложкореза , Деревянная кияночка .
Хоть и женская эта работа, но без Ножа-косяка и топора никак. А готовое изделие, чтобы замаслилось, засверкало маслицо нужно Осмо . Про что забыли? Да забудешь тут, когда такая красота:
Еще работы Надежды:
И так хочется отклониться от темы и показать всю ширину таланта Мастерицы:
Картина маслом «Попугаи Ара. Тропические птицы».
«Леопарды ”- масляная пастель на бумаге, А3 формат
Панно из шерсти «Зимний вечер»
Все работы Надежды Вы можете увидеть на Ярмарке Мастеров
Посмотрите Видео работ Надежды Кокориной.
Видео: Кокорина Надежда Резная шкатулка «Волшебные сказы Павла Бажова». Весь процесс в одном видео!
Видео: Кокорина Надежда «Испания рядом». Новая резная шкатулка! Процесс
Так приятно провели с вами время.
Ведь «В женщине скрывается удивительная, великая тайна, великая жизненная загадка, источник всех радостей и всех забот» (Арне Гарборг).
Рекомендуем посмотреть наши Фанпроекты:
Команда интернет-магазина «Арсенал Мастера РУ» продолжает традиции обмена российским опытом
ФанПроект «Арсенал Мастера РУ» 2021
ФанПроект «Арсенал Мастера РУ» 2020 !
Экскурсия в Резьбу по дереву. Профессиональный инструмент NAREX (Чехия)
Резные умельцы Творческой мастерской города Серова
Резьба по дереву для начинающих: с чего начать
Резьба по дереву, без сомнения, один из наших любимых способов для начинающих начать работу по дереву.
Резьба по дереву занимает очень и очень мало места. Он тихий, что означает, что вы можете вырезать в квартире или внутри дома, а не в специализированном магазине. И это относительно недорого, так как для начала вам понадобится всего несколько инструментов.
Когда я начал снова заниматься деревообработкой, мне очень хотелось бы больше сосредоточиться на резьбе по дереву.Я жил в небольшом доме без специального помещения для магазина, так что это было бы идеальным хобби для работы с деревом. Я также жил в городе, полном деревьев, из которых получается отличное дерево для резьбы по дереву. Такие сорта, как клен, грецкий орех, вяз и орех.
Если вы начинающий плотник или просто хотите начать заниматься резьбой, то это идеальное место для начала.
Стили резьбы по дереву
Резьба по дереву может принимать несколько различных форм в зависимости от метода резки и инструментов, которые вы используете.Вы все еще будете иметь много общего в техниках между стилями, поэтому изучение одного не обязательно исключает вас из овладения другими стилями.
Рельефная резьба
Рельефная резьба — это метод создания рисунков или скульптур из дерева. П-образные или V-образные инструменты чаще всего используются с молотком для удаления дерева из более крупного блока.
Этот метод можно использовать для создания вывесок, нестандартных дизайнов готовых изделий или больших деревянных скульптур. Рельефную резьбу можно использовать для создания красивых, органических рисунков на лицевой стороне дерева или отдельных декоративных элементов.
Резьба по дереву
Для резьбы по дереву используются только прямые или крючковые ножи. Этот метод чаще всего используется для вырезания деревянных ложек.
Если вы хотите заняться резьбой по дереву, чтобы начать зарабатывать деньги своей работой по дереву, то это одно из лучших мест для начала. Деревянные ложки и другая деревянная посуда — отличный товар.
Резьба по стружке
Резьба по стружке — это метод декоративной резьбы, при котором мелкие стружки удаляются с плоской деревянной поверхности с помощью стамески или ножей.
Резьба по стружке позволяет создавать поистине невероятные конструкции.
Инструменты для резьбы по дереву для начинающих
Инструменты для резьбы по дереву обычно можно разделить на три категории — долота и долота, ножи и электроинструменты.
Долота и долота для резьбы по дереву
Стамески и долота предназначены для проталкивания ладонью или ударов молотком для надрезов и удаления древесины. Их лучше всего использовать для рельефной и стружколомовой резьбы.
Стамески и долота для резьбы по дереву бывают двух основных типов: пальмовые и молотковые.
Выемки на ладони — это более короткие выемки, которые надавливают ладонью, чтобы сделать надрез. Эти инструменты обеспечивают высокую степень детализации и контроля при выполнении разрезов. Главный ключ к использованию этих инструментов — держать их острыми как бритва и вырезать из дерева подходящую плотность и текстуру.
Твердые экзотические породы дерева могут быть чрезвычайно трудными для обработки любыми ручными инструментами, особенно пальмовыми долотами! Если вы новичок в резьбе по резьбе, мы рекомендуем подобрать несколько блоков липы, так как текстура облегчает обучение.
Долото для долот с более длинными рукоятками, предназначенными для ударов молотком при каждом надрезе. При работе с большими кусками или деревом, которое может быть трудно аккуратно вырезать (очень мягкое или чрезвычайно твердое дерево), это может быть гораздо более эффективным инструментом.
Типичный набор канавок для начинающих будет включать в себя долото, различные U-образные канавки с различными зубьями и несколько V-образных канавок.
Ножи для резьбы по дереву
Ножи для резьбы по дереву предназначены для использования в основном при подметании или строгании.Их лучше всего использовать для проектов, где вашей конечной целью является обработка древесины и придание ей формы, а не вырезание из нее замысловатых узоров.
Представьте себе деревянную ложку и деревянную табличку.
Ножи для резьбы бывают как с прямыми, так и с изогнутыми лезвиями. В качестве примера возьмем резьбу на ложке — прямое лезвие будет использоваться для придания формы ручке ложки или внешней стороне чашки ложки. В то время как изогнутое лезвие будет использоваться для придания формы внутренней части ложки.
Электроинструменты для резьбы по дереву
Электроинструменты для резьбы по дереву за последние годы прошли долгий путь.Доступен целый ряд опций, включая меньшие вращающиеся инструменты для резьбы, такие как Dremel, и насадки для вашей угловой шлифовальной машины!
Теперь просто (хотя и беспорядочно!) Подключить резной диск к угловой шлифовальной машине и вырезать вручную всю чашу!
Биты Dremel для резьбы по дереву
Использование вращающегося инструмента Dremel — один из самых дешевых способов начать механическую резьбу. Наборы бит для резьбы по дереву довольно недорогие, и новичку легко освоить этот инструмент.
Хотя Dremel не предназначен для удаления большого количества древесины, он может дать невероятно подробные результаты.
Диски для резьбы по дереву
Если вы хотите удалить большое количество дерева или придать форму большим предметам, например стульям, тогда диски для резьбы или формовки могут стать идеальным решением.
Диски для резьбы по дереву, такие как турбореактивный самолет Arbortech, могут очень быстро удалять большие объемы древесины. Будьте осторожны, так как эти диски могут поначалу немного цепляться, прежде чем вы освоите их.Хотя это происходит быстро, и вы скоро превратите свой цех в опилочную фабрику.
Формовочные диски также прикрепляются к угловой шлифовальной машине и жертвуют некоторой мощностью съема сырья в пользу большего контроля и возможностей формования.
Лучшая древесина для резьбы
Мы рекомендуем для резьбы домашние твердые породы дерева, такие как орех, орех или фруктовые деревья. Фактически, мы написали целый пост о лучших породах древесины для вырезания ложек.
Классы резьбы по дереву
Занятия по резьбе по дереву у опытного резчика — отличный способ изучить основы обращения с ножами для резьбы по дереву, работы с древесиной различной текстуры и создания эстетически привлекательных работ.
Наша подруга Энн на все руки недавно открыла свою новую школу деревообработки в Теннесси и специализируется на резьбе по дереву. Все ее уроки в настоящее время преподаются онлайн на еженедельной основе и являются отличным способом начать работу с резьбой по дереву.
Вы можете ознакомиться с расписанием занятий здесь, чтобы записаться.
Проекты по резьбе по дереву для начинающих
Ложки
Резьба по деревянным ложкам — отличный проект для начинающих, так как это можно сделать всего с двумя или тремя ножами для резьбы и легко найти обрезки дерева.
Вы даже можете купить в Интернете заготовки для деревянных ложек, что позволит вам сосредоточиться на резьбе, не беспокоясь о том, чтобы найти дерево или обрезать его до грубой формы.
Знаки
Знаки — отличный способ попрактиковаться в рельефной резьбе с V- или U-образными канавками. Вырезанные вручную вывески — отличные подарки, а также невероятно хорошо продаются, если вы готовы адаптировать их к запросам клиентов.
Узоры
Добавление простого или сложного узора на лицевую часть ящика или верхнюю часть коробки — отличный способ придать вашей работе индивидуальный стиль.Такие узоры, как кельтское переплетение, легко найти в Интернете и нарисовать на своих изделиях.
Статуэтки
Маленькие фигурки, похожие на животных, — это отличный небольшой проект, из которого можно сделать отличные подарки или списки магазинов Etsy. Подобные небольшие и замысловатые проекты — прекрасное время, чтобы использовать ваши инструменты для резьбы по кругу.
При вырезании небольших предметов с помощью долот или ножей всегда старайтесь отрезать их от руки. Перчатки для резьбы также могут помочь вам успокоиться.
Трость
Трость — это интересный способ сочетать резьбу по ножу с замысловатым дизайном.Спрайты — это популярный дизайн, который можно вырезать на сторонах палочек.
Безопасность резьбы по дереву
Как и любая другая деревообрабатывающая деятельность, резьба по дереву требует внимания и некоторых основных мер безопасности. Всегда делайте разрезы отдельно от руки или тела и делайте контролируемые разрезы. Держите инструменты острыми, так как тупой инструмент требует большего усилия, что может привести к его соскальзыванию и контакту с вашим телом.
Вращающиеся инструменты сами по себе представляют опасность, поскольку ими трудно управлять, и они поднимают большое количество стружки и пыли.Всегда используйте средства защиты глаз, органов дыхания и ушей!
Проекты и руководства по карвингу
Автор Крис Пай, пишущий в Инструменты, материалы и оборудование для резьбы по дереву, , описывает части типичного резного инструмента следующим образом:
Стальное лезвие резца по дереву крепится к деревянной ручке своим хвостовиком. Обычно разделить их довольно просто. Иногда слово «лезвие» относится ко всему инструменту, кроме ручки, иногда к непосредственной части с режущей кромкой, в зависимости от контекста.
Сама ручка может иметь металлический наконечник на конце хвостовика. Другой, более тяжелый, наконечник иногда прикрепляют к другому концу, чтобы не повредить ручку при ударе молотком.
Между самим лезвием и хвостовиком может находиться кусок металла определенной формы: выступ или валик. Это предотвращает вдавливание хвостовика в деревянную ручку и ее раскалывание.
Лезвия бывают плоскими (долота) или изогнутыми в поперечном сечении (выемки). Плоское долото имеет две фаски, и каждая сторона выглядит одинаково, но долото будет иметь вогнутую и выпуклую поверхности.Вогнутая сторона известна как внутренняя часть, поверхность, полость, канал или горловина канавки. Другая, выпуклая, поверхность — это внешняя, обратная или обратная сторона.
Термины «внутри канала» и «вне канала» относятся к внутренней и внешней поверхности любого резного инструмента, который имеет их; без указания фактического инструмента. Каннель происходит от «каннелюры», от французского «канал», и используется в архитектурном контексте для обозначения флейты. Это также связано со словом «канал» и «канал» — водоток. Корень всех этих слов — латинское canalis, труба или канал.Хотя это полезные слова, они чаще используются мастерами по изготовлению инструментов, чем резчиками.
От плеча идет хвостовик: он ведет к различным формам лезвий.
На рабочем конце инструмента скос уменьшает толщину стали до режущей кромки. На внутренней стороне канавки также может быть фаска; другими словами, это может быть внутренний скос и внешний скос. Угол, где скос соответствует всей толщине лезвия, называется пяткой.
Вытеснение отличается от резьбы тем, что не используются долота, долота и электроинструменты.Используя только нож и кусок дерева, вы можете создать проект за считанные минуты, доставив мгновенное удовольствие даже новичку.
Руководство покупателя инструментов для резьбы по дереву
На что обращать внимание при резке канавок?
Как и в случае любого долота, качество стали является наиболее важным фактором при покупке долот для резьбы. Вам нужна стамеска для резьбы, которая не только будет очень острой, но и удержит край как можно дольше. Еще одно соображение — форма и удобство ручки.Например, канавки Swiss Made Pfeil имеют плоские поверхности на ручке, которые помогают захватывать и предотвращают скатывание канавки с рабочего места.
Вырезанные канавки бывают самых разных размеров, которые различаются по разным параметрам: развертка, ширина, угол наклона и угол наклона, одинарный скос или двойной скос, полноразмерный или средний размер против обработки ладонью, прямой или наклонный или Гнутся и т.д… Достаточно, чтобы голова закружилась! Сейчас мы сосредоточимся только на двух переменных: Size number (ширина в миллиметрах) и Sweep (кривизна).
А для резьбы по дереву мы просто будем смотреть на прямые выемки с канавкой, где заостренный скос находится на нижней части лезвия. Гнутые выемки — это специальные инструменты, которые позволяют подходить к работе под более крутым углом, как при резьбе по чаше и других проектах, связанных с вырезанием полости. Кроме того, канавки используются для специальных задач, например для работы с оконными створками.
Классификация размеров различается в зависимости от того, находится ли производство (или было) в Европе или в Великобритании.Британцы включили искаженный размер в меньшие размеры, а европейцы — нет, так что может затруднить сравнение яблок с яблоками. Но, к счастью, самый популярный современный производитель, Pfeil (швейцарская компания, произносится как «File»), стал стандартом для вырезания долот из-за своего качества и доступности, поэтому их система калибровки используется чаще всего. Размеры зубцов для резьбы лежат в диапазоне от № 1 (плоское резьбовое долото без изгиба) до U-образного зубца № 11 (наибольшая кривая).И самые большие стреловидности — от №12 до №16, но они не изогнуты, а имеют V-образную форму (например, «V-образный отрезок» или «V-образная канавка»). V-образные выемки используются для очерчивания элементов резьбы, прежде чем придать глубину резьбы с помощью менее изогнутых выемок.
В случае бороздок Pheil первое число, напечатанное на рукоятке, — это длина или кривизна, а второе число — ширина лезвия в миллиметрах. Ниже приведены несколько примеров размеров пропеллеров. На первом фото вы видите резную долото Pfeil Swiss с маркировкой «5/12»:
.
Цифра 5 относится к кривизне, а цифра 12 относится к ширине (в миллиметрах).Таким образом, все размеры в приведенной выше таблице имеют разворот №5. Ниже приведен еще один пример для справки:
Врезка проштампована 8/13. Цифра 8 будет изгибом или кривизной. Число 13 будет шириной (в миллиметрах). Итак, опять же, все размеры в этой таблице имеют одинаковую протяженность (или кривизну) — 8.
В видео ниже Билл Андерсон рассказывает об основах резьбы по дереву для начинающих. Он специально обсуждает размеры и показывает некоторые вводные техники резьбы.Вы также можете прочитать сопроводительную статью здесь.
Как составлять буквы и цифры вручную
Опубликовано
Автор: Стив Максвелл
ОБНОВЛЕНО 3 апреля 2020: Забавно, что запомнилось тебе с детства. Одно из моих самых ранних воспоминаний о деревообработке — это дедушка, который использовал складной нож, вырезая римские цифры на краях деревянных оконных створок и соответствующих им штормовых окнах в коттедже. Поскольку каждое окно было немного другим, цифры позволяли ему каждую осень переставлять штормы в нужное место.Полчаса, которые я провел, наблюдая, как он вырезал более 40 лет назад, не только повлияли на мою работу по дереву сегодня, но и стали причиной того, что вы читаете это сейчас. Поразительно, как мелкие действия иногда могут вызвать далеко идущие волны в истории.
С тех пор я усовершенствовал и расширил дедушкиную идею резьбы по дереву и использую ее в проектах мастерских, которые мне особенно нравятся. Дата, имя, инициалы или забавная этикетка добавляют в деревообработку такое измерение, которое невозможно получить никаким другим способом. Я также включил в процесс свой компьютер и принтер, чтобы ускорить и улучшить результаты.
Резьба по дереву букв и цифр состоит из двух частей. Сначала прорисовка фигур, потом резьба. Но независимо от того, насколько хорошо вы владеете инструментами, ваши буквы будут выглядеть некрасиво, если вы не будете следовать точному и приятному шаблону. И рисование этих узоров от руки может занять столько же времени, сколько и сама резьба, без гарантии успеха.
Но шаблоны, которым я следую, никогда не требуют рисования, они всегда идеально пропорциональны, и их подготовка занимает всего несколько минут. Я делаю их на экране компьютера, затем распечатываю и приклеиваю бумагу к заготовке с помощью резинового клея. Затем я прорезаю бумагу прямо в древесине. Закончив, я снимаю оставшуюся бумагу. Это просто, и результаты выглядят великолепно.
Макет букв для резьбы по дереву — стало проще
У компьютерных рисунков резьбы есть три преимущества. Во-первых, вы можете выбрать любую форму буквы, которая вам нравится. Существуют тысячи шрифтов, поэтому легко получить желаемый вид.Во-вторых, вы можете мгновенно оптимизировать размер букв на экране. Любой текстовый редактор предлагает огромный выбор размеров букв. И в-третьих, создание выкройки для компьютерной резьбы выполняется быстро. Получение именно того, что вы хотите, займет всего несколько минут.
Если вы никогда раньше не занимались резьбой, не будет очевидно, что отличает шрифт, удобный для резчика, от шрифта с ограниченными возможностями резьбы. Мой любимый резной шрифт — старый добрый Times или Times New Roman. Ищите буквы с «засечками», те маленькие заостренные части, которые закрывают каждый угол или конец буквы.Они позволяют легко получать четкие обрезки на концах. Я уверен, что засечки были изобретены изначально, потому что они значительно упрощают вырезание букв.
Инструменты для резьбы по дереву букв и цифр
Я использую только три инструмента для вырезания надрезанных букв и цифр: большой нож для вырезания стружки Alpine (вы можете увидеть мой здесь слева), долото для прямой резьбы 1/2 дюйма №7 и 1/4 дюйма №5. прямая борозда. Набор инструментов, который вам подойдет, может отличаться от этого списка в зависимости от стиля и размера букв, которые вам нравятся.Фактически, альпийский нож — единственный инструмент, который я использую для 90% резьбы по дереву. Но независимо от того, на чем вы остановитесь, инструменты не станут большими расходами — 50 или 60 долларов позволят вам создавать буквы на всю жизнь.
Отличительная черта любого стиля резьбы — смелые, чистые мазки инструмента. И если ваши инструменты не достаточно острые, чтобы резать дерево чисто, без разрывов, ваша работа будет нечеткой, нерешительной и второсортной. Я использую электрический полировальный круг, а не камни, чтобы затачивать все свои инструменты. Процесс занимает всего несколько минут и дает максимально острые режущие кромки.Щелкните здесь, чтобы узнать больше об онлайн-курсе по заточке инструментов для видео, который я предлагаю.
Некоторые виды древесины обрабатываются лучше, чем другие, и, как новичок, вы хотите дать себе все шансы на успех, используя лучшую резьбу по дереву. Я предпочитаю липу, потому что она не слишком твердая и не слишком мягкая, и у нее плотное переплетенное волокно, которое не преподносит сюрпризов. К сожалению, даже несмотря на то, что липа широко растет в лиственных лесах, ее редко распиливают на пиломатериалы. Вам будет легче купить сосну без сучков — хороший второй выбор.Держитесь подальше от твердых пород дерева, по крайней мере, на начальном этапе. Особенно неприятны дуб и ясень из-за их пористой структуры с открытыми зернами. Очень мягкая древесина тоже не лучший вариант. Восточный белый и западный красный кедр настолько мягкие, что трудно создать четкие резные края.
Начните практиковаться с простыми буквами или цифрами без кривых. Буква «V» или цифра «7» — хороший выбор. Вы можете выбрать один из двух подходов, в зависимости от того, как вы хотите, чтобы буквы выглядели.Если линии букв толще, чем примерно 3/8 дюйма, сделайте много перекрывающихся нисходящих полосков с бороздой. Всегда работайте по направлению к краю буквы, оставляя V-образную впадину посередине. Тонкие, тарельчатые разрезы этого второго метода визуально приятны и довольно ясно говорят «вырезано вручную». Если буквы состоят из линий, которые уже, чем примерно 3/8 дюйма, я использую другую технику.
Буквы, которые я вырезал на этом кухонном светильнике, — это один из инициалов и год рождения моей дочери. Приклейте бумажный трафарет к дереву и обведите внешнюю сторону одной буквы кончиком ножа для резки стружки. Идея состоит в том, чтобы обозначить внешний край буквы на бумаге, удалить бумагу после того, как она освободится от окружающей бумаги, а затем удалить древесину в обозначенной области. Вы никогда не захотите выходить за пределы каждой буквы, потому что она выглядит беспорядочно и ужасно.
Кроме того, все мазки инструмента должны быть наклонены вниз к середине каждой буквы, где они сходятся в острой точке в нижней части надрезанного углубления, образующего тело буквы. Как я уже сказал, главное правило здесь — никогда, никогда не выходить за внешние края буквенного узора.
Я сделал ящики для хранения игрушек с вырезанными на боках эмблемами Lego и Meccano в соответствии с копиями шаблонов, взятых из руководств по эксплуатации. Вы можете увидеть их здесь. Эти резные фигурки напоминают напечатанные логотипы. Приятно видеть их в лесу. Как и компьютер, копировальные аппараты можно использовать для изменения окончательных размеров логотипа в соответствии с объектом, на котором вы вырезаете.Но поскольку редко бывает удобно принести проект на ходу в копировальный центр, приобретите логотипы нескольких размеров, чтобы у вас был выбор, когда вы вернетесь к стенду.
Резьба по буквам и цифрам — лучший из известных мне способов сделать деревянные изделия особенными. Попробуйте и убедитесь. Вероятно, вы сделаете это не раз.
|
4 |
|
|