Содержание
Ландшафт — это… Что такое Ландшафт?
Ландшафт — Территория, однородная по происхождению, развитию и неделимая по зональным и азональным признакам, обладающая единым геологическим фундаментом, однотипными рельефом, климатом, почвами, растительностью и животным миром. В широком понимании… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЛАНДШАФТ — (нем.). 1) красивое сельское местоположение. 2) рисунок, представляющий сельский вид; вообще: пейзаж, вид, изображение местности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛАНДШАФТ вид природы; картина,… … Словарь иностранных слов русского языка
ЛАНДШАФТ — ЛАНДШАФТ, ландшафта, муж. (нем. Landschaft) (книжн.). 1. То же, что пейзаж. Живописный ландшафт. 2. Форма земной поверхности (геогр.). Горный ландшафт. Долинный ландшафт. Ступенчатый ландшафт. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЛАНДШАФТ — (нем. Landschaft) относительно однородная по своему генезису территория, на которой наблюдается закономерное повторение участков, тождественных по геологическому строению, форме рельефа, гидрологии, микроклимату, биоценозам и почвам. Иными… … Экологический словарь
ландшафт — См … Словарь синонимов
Ландшафт — с широкой панорамой . Картина Жозе де Момпера. ЛАНДШАФТ (немецкое Landschaft), 1) общий вид местности, пейзаж. 2) Ландшафт географический (в широком смысле синоним природного территориального комплекса любого ранга), относительно однородный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ландшафт — Ландшафт, согласно словарям, одно из значений этого слова – «общий вид местности», а потому нередко встречающееся сочетание ландшафт местности следует отнести к разряду недопустимых – существительное ландшафт самодостаточно … Словарь ошибок русского языка
ландшафт — Территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов и комплексов более низкого таксономического ранга. [ГОСТ 17.8.1.01 86] ландшафт Территориальная система, состоящая из природных или… … Справочник технического переводчика
ЛАНДШАФТ — (нем. Landschaft) в искусстве изображение какой либо местности; то же, что пейзаж … Большой Энциклопедический словарь
ЛАНДШАФТ — ЛАНДШАФТ, а, муж. 1. Рельеф земной поверхности, общий вид и характер местности. Географический л. Горный л. Ступенчатый л. 2. То же, что пейзаж (в 1 и 2 знач.) Северный л. Акварельный л. | прил. ландшафтный, ая, ое. Л. заказник. Ландшафтная… … Толковый словарь Ожегова
Ландшафт — (нем. Landschaft), то же, что Пейзаж. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия , 1986.) … Художественная энциклопедия
ЛАНДШАФТ — это… Что такое ЛАНДШАФТ?
Ландшафт — Территория, однородная по происхождению, развитию и неделимая по зональным и азональным признакам, обладающая единым геологическим фундаментом, однотипными рельефом, климатом, почвами, растительностью и животным миром. В широком понимании… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЛАНДШАФТ — (нем.). 1) красивое сельское местоположение. 2) рисунок, представляющий сельский вид; вообще: пейзаж, вид, изображение местности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛАНДШАФТ вид природы; картина,… … Словарь иностранных слов русского языка
ЛАНДШАФТ — ЛАНДШАФТ, ландшафта, муж. (нем. Landschaft) (книжн.). 1. То же, что пейзаж. Живописный ландшафт. 2. Форма земной поверхности (геогр.). Горный ландшафт. Долинный ландшафт. Ступенчатый ландшафт. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ландшафт — См … Словарь синонимов
Ландшафт — с широкой панорамой . Картина Жозе де Момпера. ЛАНДШАФТ (немецкое Landschaft), 1) общий вид местности, пейзаж. 2) Ландшафт географический (в широком смысле синоним природного территориального комплекса любого ранга), относительно однородный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ландшафт — Ландшафт, согласно словарям, одно из значений этого слова – «общий вид местности», а потому нередко встречающееся сочетание ландшафт местности следует отнести к разряду недопустимых – существительное ландшафт самодостаточно … Словарь ошибок русского языка
ландшафт — Территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов и комплексов более низкого таксономического ранга. [ГОСТ 17.8.1.01 86] ландшафт Территориальная система, состоящая из природных или… … Справочник технического переводчика
ЛАНДШАФТ — (нем. Landschaft) в искусстве изображение какой либо местности; то же, что пейзаж … Большой Энциклопедический словарь
ЛАНДШАФТ — ЛАНДШАФТ, а, муж. 1. Рельеф земной поверхности, общий вид и характер местности. Географический л. Горный л. Ступенчатый л. 2. То же, что пейзаж (в 1 и 2 знач.) Северный л. Акварельный л. | прил. ландшафтный, ая, ое. Л. заказник. Ландшафтная… … Толковый словарь Ожегова
Ландшафт — (нем. Landschaft), то же, что Пейзаж. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия , 1986.) … Художественная энциклопедия
Все природные компоненты находятся в тесной взаимосвязи, образуя путем взаимодействия ландшафтные (природно-территориальные) комплексы разной категории и масштаба.
В переводе с немецкого языка «ландшафт» означает «местность». По Ф. Н. Милькову: «Физико-географический ландшафт есть совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных сложных физико-географических процессов элементов природы, предстающих перед нами в образе тех или иных исторически сложившихся, находящихся в непрерывном развитии и воздействии человеческого общества, пространственных группировок» (Мильков, 1993). По Л. С. Бергу «Природный ландшафт есть область, в которой характер рельефа, климата, растительного и почвенного покрова сливается в единое гармоническое целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны земли». Также ландшафт рассматривается как территориально ограниченный участок земной поверхности, характеризующийся генетическим единством и тесной взаимосвязью слагающих его компонентов.
Ландшафт – одно из фундаментальных понятий современной географии, в основе которого лежит идея о взаимосвязи и взаимообусловленности всех природных явлений земной поверхности. Формы рельефа, горные породы, климаты, поверхностные и подземные воды, почвы и сообщества организмов взаимосвязаны как в своих пространственных изменениях, так и в историческом развитии. Они образуют не случайные сочетания, а закономерные природные территориальные комплексы, иначе – географические комплексы, или геосистемы (Исаченко, 1996). Первый, самый нижний уровень образуют геосистемы, формирование которых связано с местными факторами, имеющими небольшой радиус действия, например с отдельными элементами рельефа. К нему, прежде всего, относится фация – элементарная, неделимая географическая единица, т. е. однородная геосистема. Для фации характерны расположение в пределах одного элемента рельефа. Фации группируются в более сложные территориальные системы разных локальных уровней (урочища, местности), которые при дальнейшей последовательной интеграции достигают принципиально нового уровня – регионального. Региональные системы – ландшафты, ландшафтные провинции, области, зоны, секторы и др. – формируются в результате влияния факторов с более широким радиусом действия: неравномерного (по широте) распределения на земной поверхности солнечной радиации и тектонических движений, создающих многообразные структуры земной коры и формы макрорельефа (материковые выступы и океанические впадины, горы и равнины, возвышенности и низменности и т. д.).
Следовательно, ландшафт – это территориальная интеграция локальных геосистем, создающих его характерный внутренний узор, или морфологию.
Целостность ландшафта обусловлена потоками вещества и энергии, которые объединяют и компоненты ландшафта, и его морфологические части (фации, урочища и др.) в единую систему. Всю совокупность процессов обмена и преобразования энергии и вещества в ландшафте называют функционированием ландшафта.
С позиций системного анализа ландшафт, или природно-территориальный комплекс, представляет саморегулируемую незамкнутую систему взаимосвязанных компонентов и комплексов более низкого ранга, функционирующую под воздействием одного или нескольких компонентов, выступающих в роли ведущего фактора (Мильков и др. 1971).
В типологической классификации различают природные и антропогенные ландшафты. При этом, природный ландшафт формируется под влиянием только природных факторов и не испытывает влияния человеческой деятельности, а антропогенный — это ландшафт, измененный в результате хозяйственной деятельности человека.
В настоящее время выделяется две основные категории природных комплексов – типологические и региональные.
Типологические комплексы, обладая морфологическим (внешним) единством, в отличие от региональных единиц, характеризуются не сплошным, а разорванным ареалом. Типологические комплексы выделяются и классифицируются не по принципу пространственной смежности, как региональные комплексы, а по принципу однотипности, аналогии, что и определяет разорванность их ареала. Морфологические взаимосвязи, а именно они составляют организующее начало всех типологических единиц, стоят в центре внимания при изучении этих комплексов.
Тип местности – это закономерное сочетание урочищ, обусловленное особенностями топографического положения, морфологическим единством, однородностью хозяйственного использования.
Тип урочищ – взаимосвязанный комплекс фаций, обособленный в природе в связи с неровностями рельефа, неоднородным составом почв или хозяйственной деятельностью человека.
Типологические комплексы, обладая морфологическим (внешним) единством, в отличие от региональных единиц, характеризуются не сплошным, а разорванным ареалом. Типологические комплексы выделяются и классифицируются не по принципу пространственной смежности, как региональные комплексы, а по принципу однотипности, аналогии, что и определяет разорванность их ареала. Морфологические взаимосвязи, а именно они составляют организующее начало всех типологических единиц, стоят в центре внимания при изучении этих комплексов.
Ландшафт непрерывно изменяется. Самый типичный и хорошо известный пример – это сезонные ритмы. До тех пор пока подобные изменения повторяются из года в год, структура ландшафта остается неизменной. Такие динамические изменения, или динамика ландшафта, подчеркивают устойчивость ландшафта, т. к. свидетельствуют о его способности возвращаться к прежнему состоянию. От динамики следует отличать эволюционные, направленные, необратимые изменения, которые составляют сущность развития ландшафта и выражаются в перестройке его структуры. Устойчивость структуры ландшафта относительна. Ландшафт развивается непрерывно, но с разной скоростью, и нужен более или менее длительный срок, чтобы его трансформация стала заметной. Развитие ландшафта может стимулироваться как внешними причинами (тектоническими движениями, глобальными климатическими изменениями), так и внутренними (саморазвитием, в механизме которого особую роль играет эволюция растительного покрова и его взаимодействие с абиотическими компонентами) (Исаченко, 1989).
Природный ландшафт (по Н.А. Солнцеву) – это генетически однородный ПТК имеющий одинаковый геологический фундамент, 1 тип рельефа, одинаковый климат и состоящий из свойственных только данному комплексу набора динамически сопряженных и закономерно повторяющихся урочищ.
Говоря о генетической однородности Л. ее следует понимать сугубо относительно, при сравнении Л. с вышестоящими, более сложно организованными и еще более гетерогенными природными геосистемами.
В другом ракурсе видится ландшафт А.Г. Исаченко. Он считает необходимым определить его как «генетически единую геосистему, одинаковую по зональным и азональным признакам и заключающую в себе специфический набор сопряженных локальных геосистем». В отличие от Солнцева Исаченко акцентирует внимание на зональной и азональной однородности ландшафта. На этом основании он приходит к заключению о том, что ландшафт следует считать узловой единицей во всей иерархии природных геосистем. В обоих определениях ландшафта лишь косвенным образом затрагиваются вопросы его геосистемной размерности. На первое место этот признак ставит В. Б. Сочава. «ландшафт – наиболее крупная таксономическая единица типологической размерности и наименьшее подразделение региональной размерности». Т.е. ландшафт. , по его мнению, находится на стыке локальных и региональных геосистем.
Главным из всего вышесказанного является то, что природный ландшафт – геосистема региональной размерности, состоящая из взаимосвязанных генетически и функционально локальных геосистем, сформировавшаяся на единой морфоструктуре в условиях местного климата.
Ландшафт – эволюционирующая геосистема со свойственным ей полигенезом морфологической структуры, обладающая исторической памятью. Ландшафт – динамическая геосистема представляет собой закономерную череду переменных состояний в рамках разновременных природных ритмов.
С геоэкологичсекой точки зрения ландшафт – средообразующая и ресурсопроизводящая геосистема, обладающая определенными экологическим взаимосвязями.
Еще статьи по ландшафтоведению, об антропогенных ландшафтах, о Ландшафтах Земли.
|
Geoecograph: 21 определение термина «ландшафт»
Слово «ландшафт» относится к языкам германской группы (land – земля, shaft – суффикс, выражающий взаимосвязь). В
16 веке в Дании слово «ландшафт» (Landshap) обозначало группу ферм или
огороженные участки. В 17 веке оно ассоциировалось с пейзажем, а в Дании
обозначало сельскохозяйственную местность вообще.
Нужно отметить, что представление о ландшафте как пейзаже
сохраняется до сих пор. Так, В.П. Семенов-Тян-Шанский, считал, что основной
задачей географа является внешнее красочное описание природы, а ландшафт или пейзаж – это «жизненные элементы земли,
сконцентрированные на определенном пространстве».
А программа-переводчик Promt упорно переводит английский landscape как пейзаж (что лично меня бесит).
Л. Бауэр и Х. Вайничке отмечают, что слово ландшафт издавна
бытует в обыденной речи. Под ландшафтом обычно понимается достаточно большой,
обозримый простым глазом участок поверхности, отличающийся от соседних участков
характерными индивидуальными чертами.
Кстати, украинско-белорусско-польские синонимы ландшафта как
раз и обозначают «обозримую территорию»: краєвид и krajobraz.
Представление о ландшафте первым ввел А. Гумбольдт, который понимал под ним общий (тотальный) вид или
характер местности.
А. Гумбольдт |
Термин ландшафт как географическое понятие (для обозначения
участка территории промежуточного между местностью и страной или землей) введен
в немецкую географическую литературу А.
Гоммейром в 1810 году. Гоммейр под ландшафтом подразумевал совокупность
обозреваемых из одной точки местностей, заключенных между ближайшими горами,
лесами и другими заметными частями земной поверхности.
В 1850 г. Розенкранц определил ландшафт как иерархически
организованную локальную систему всех царств природы.
К. Зауер (1925) включил в ландшафт свойства естественной
территории и формы, наложенные человеческой деятельностью на физический
ландшафт.
По Р. Хартшорну (1939): ландшафт – это внешнее проявление
наиболее существенных для территории факторов развития. Изучение внешних форм
заставляет исследовать наиболее существенные свойства территории.
В России термин ландшафт был применен в широком смысле слова
А.А. Крубером в 1907 году, а затем Г.Ф. Морозовым в 1913 году.
Научное представление о ландшафте получило начало с Л.С.
Берга («Предмет и задачи географии» – доклад на биогеографической комиссии
Географического общества в 1913 г.). Л.С.
Берг первый дал определение понятия: «Географический ландшафт есть такая
совокупность или группировка предметов или явления, в которой особенности рельефа,
климата, вод, почвенного покрова и животного мира, а также деятельность
человека сливаются в единое гармоническое целое, типически повторяющееся на
протяжении известной зоны Земли».
Л.С. Берг |
Л.С. Берг под ландшафтом понимал своеобразное сообщество
высшего порядка, объединяющее, с одной стороны, сообщества растений и животных
и до известной степени человека, а с другой – неорганические комплексы: формы
рельефа, скопления вод, климатические факторы, почвы. Он писал: «ландшафт есть
как бы некий организм, где части обуславливают целое, а целое влияет на все
части. Если мы изменим одну какую-нибудь часть ландшафта, то изменится весь
ландшафт». То есть в понятие «ландшафт» изначально вкладывалось то самое
системное содержание, согласно которому любое ландшафтное образование есть
нечто большее, чем сумма входящих в его структуру элементов и компонентов.
Идею ландшафтного
комплекса один из первых высказал З. Пассарге (1913), который определил
естественный ландшафт как «область, в которой орография, геологическое
строение, геоморфология, климат, орошение, растительный и животный мир
территории обнаруживают соответствие во всех существующих пунктах».
З. Пассарге |
Классики советского
ландшафтоведения продолжили изощряться: каждый себя уважающий ландшафтовед
предлагал свое определение.
В классическом
ландшафтоведение существуют определения ландшафта «снизу» (Н. А. Солнцев) и
«сверху» (А.Г. Исаченко).
По Н.А. Солнцеву (2001): ландшафт – это генетически однородный
природный территориальный комплекс, имеющий одинаковый геологический фундамент,
один тип рельефа, одинаковый климат и состоящий из свойственного только данному
ландшафту набора динамически сопряженных и закономерно повторяющихся в
пространстве основных и второстепенных урочищ.
По А.Г. Исаченко (1991): ландшафт – генетически единая геосистема,
однородная по зональным и азональным признакам, и заключающая в себе
специфический набор локальных геосистем. А.Г. Исаченко предполагает, что в
иерархии геосистем должна существовать некая «основная ступень или единица»
(«узловая» категория). Такой единицей и служит ландшафт, занимающий узловое
положение на стыке геосистем региональной и локальной размерностей.
В ландшафтоведении можно
выделить три трактовки термина ландшафт:
региональная, типологическая и общая.
В региональной трактовке ландшафт рассматривается как конкретный
индивидуальный ПТК, имеющий географическое название и точное положение на карте
(Л.С. Берг, А.А. Григорьев, С.В. Калесник, Н.А. Солнцев, А.Г. Исаченко). В этой
трактовке ландшафт близок к тому, что другие географы подразумевают под
конкретным физико-географическим районом.
В типологической трактовке ландшафт – это тип или вид ПТК (Л.С. Берг,
Н.А. Гвоздецкий, В.А. Дементьев).
По общей трактовке термина синонима ландшафта выступают природный
территориальный комплекс, географический комплекс, геокомплекс, геосистема и
т.д. (Д.Л. Арманд, Ф.Н. Мильков, Ю.К. Ефремов). Т.е. ландшафт – синоним региональных
и типологических комплексов любого таксономического ранга. Такое же общее
понятие, как климат, почва, рельеф.
По А.А. Григорьеву ландшафт – это наименьшая территориальная единица,
сохраняющая все типические для данной зоны, области и вообще более крупной, чем
ландшафт, региональной единицы, черты строения географической среды.
По Д.Л. Арманду: природный территориальный или акваториальный
комплекс — это участок территории или акватории, условно выделяемый
вертикальными границами по принципу относительной однородности и
горизонтальными — по принципу исчезновения влияния того фактора, на основании
которого данный комплекс выделен. Что считать относительной однородностью и
какую степень влияния можно считать пренебрежительно малой необходимо
оговаривать в каждом конкретном случае. Ландшафт – и синоним природного
территориального или акваториального комплекса.
Г.И. Марцинкевич (2007) дает следующее определение: ландшафт – это сложный
природный территориальный комплекс, характеризующийся: 1) наличием природных
компонентов; 2) наличие более мелких ПТК; 3) системой взаимосвязей между
компонентами и между ПТК.
Немецкие географы тоже не
отстали в этом деле и предложили свои определения.
По Бобеку и Шмитхюзену
(1949), ландшафт – это часть земной поверхности, в которой лито-, био-, и
атмосфера, взаимопроникают друг в друга, образуют вполне конкретные сочетания.
Сущность этой части земной поверхности определяется: 1) ее вещественным
составом и пространственными чертами: размером, формой, набором компонентов,
внутренней неоднородностью, или структурой; 2) комплексом взаимосвязей, которые
непосредственно проявляются лишь в слабой степени; происхождение готового комплекса следует искать не только
внутри, но и за его пределами; 3) историей развития ныне существующей картины;
итоги и результаты былых процессов предопределяют сегодняшнюю структуру
ландшафта.
Бобек и Шмитхюзен считали, что понимать любую часть земной
поверхности как «ландшафт» означает представлять ее в качестве четырехмерного
пространственно-временного комплекса.
Шмитхюзен (1963) указывает: ландшафт представляет собой
совокупность свойств участка геосферы в географически допустимом масштабе,
воспринимаемом по своему общему характеру как единство.
К. Тролль (1950) дает следующее определение: «под
географическим ландшафтом мы понимаем часть земной поверхности, которая по
внешнему облику и взаимодействию своих проявлений и взаимосвязей, как
внутренних, так и внешних, образует пространственное единство конкретного
содержания и с ясно выраженными границами, за которыми данный географический
ландшафт переходит в ландшафт иного рода».
К. Тролль |
По Э. Неефу:
ландшафт – конкретная часть земной поверхности с единой структурой и динамикой.
Компонентами ландшафта или геофакторами выступают рельеф, почва, климат, водный
баланс, флора, фауна, люди, их творения и артефакты в ландшафте.
О. Бастиан предлагает понимать термин «ландшафт» в широком
географическом значении, которое придавал ему еще А. Гумбольдт – как тотальный
(общий) характер местности.
В ландшафтной экологии ландшафт
определяется как мозаика экосистем, которая имеет следующие характеристики: 1)
структура как пространственные отношения экосистем; 2) функция как
взаимодействия между экосистемами; 3) изменения как временные изменения в
структуре и функциях экологической мозаики (Формен, Гудрон, 1986).
И наконец, в СССР решили
все же стандартизировать это понятие и разработали ГОСТ 17.8.1.01-80
(17.8.1.01-86), в котором:
Ландшафт — это территориальная система, состоящая из
взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов, а также
комплексов более низкого таксономического ранга.
1. Ландшафт – сельскохозяйственная местность.
2. Ландшафт – пейзаж.
3. Ландшафт – достаточно большой, обозримый простым глазом участок
поверхности, отличающийся от соседних участков характерными индивидуальными
чертами.
4. Ландшафт – общий (тотальный) вид или характер местности.
5. Ландшафт – совокупность обозреваемых из одной точки
местностей, заключенных между ближайшими горами, лесами и другими заметными
частями земной поверхности.
6. Ландшафт – иерархически организованная локальная система
всех царств природы.
7. Ландшафт – это внешнее проявление наиболее существенных
для территории факторов развития.
8. Ландшафт – это
совокупность или группировка предметов или явления, в которой особенности
рельефа, климата, вод, почвенного покрова и животного мира, а также
деятельность человека сливаются в единое гармоническое целое, типически
повторяющееся на протяжении известной зоны Земли.
9. Ландшафт – область, в которой орография, геологическое
строение, геоморфология, климат, орошение, растительный и животный мир
территории обнаруживают соответствие во всех существующих пунктах.
10. Ландшафт – это
генетически однородный природный территориальный комплекс, имеющий одинаковый
геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат и состоящий из
свойственного только данному ландшафту набора динамически сопряженных и
закономерно повторяющихся в пространстве основных и второстепенных урочищ.
11. Ландшафт – генетически единая геосистема, однородная по
зональным и азональным признакам, и заключающая в себе специфический набор
локальных геосистем.
12. Ландшафт – это наименьшая территориальная единица,
сохраняющая все типические для данной зоны, области и вообще более крупной, чем
ландшафт, региональной единицы, черты строения географической среды.
13. Ландшафт – это участок территории или акватории, условно
выделяемый вертикальными границами по принципу относительной однородности и
горизонтальными — по принципу исчезновения влияния того фактора, на основании
которого данный комплекс выделен. Синоним ПТК.
14. Ландшафт – это
сложный природный территориальный комплекс, характеризующийся: 1) наличием
природных компонентов; 2) наличие более мелких ПТК; 3) системой взаимосвязей
между компонентами и между ПТК.
15. Ландшафт – это часть
земной поверхности, в которой лито-, био-, и атмосфера, взаимопроникают друг в
друга, образуют вполне конкретные сочетания.
16. Ландшафт – любую часть земной поверхности, представленная
в качестве четырехмерного пространственно-временного комплекса.
17. Ландшафт – это совокупность свойств участка геосферы в
географически допустимом масштабе, воспринимаемом по своему общему характеру
как единство.
18. Ландшафт – часть земной поверхности, которая по внешнему
облику и взаимодействию своих проявлений и взаимосвязей, как внутренних, так и
внешних, образует пространственное единство конкретного содержания и с ясно
выраженными границами, за которыми данный географический ландшафт переходит в
ландшафт иного рода.
19. Ландшафт – конкретная часть земной поверхности с единой
структурой и динамикой.
20. Ландшафт – мозаика экосистем.
21. Ландшафт – это территориальная система, состоящая из
взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов, а также
комплексов более низкого таксономического ранга.
В принципе можно было привести еще больше определений
(понятие ландшафта является очень широким и используется в поэзии, живописи,
психологии, философии, политологии, социологии и т.д.), но на этом можно
остановиться. Последнее (21) я считаю наиболее удачным. В нем заложено суть
учения о ландшафте, в виде принципов: территориальности, системности,
иерархичности.
А напоследок приведем список рекомендуемых книжек, в которых
излагается учение о ландшафте:
Гродзинский,
М.Д. Основы ландшафтной экологии. – Киев: Вiща школа, 1993. – 222 с.
Исаченко, А.Г.
Основы ландшафтоведения и физико-географическое районирование. – М.: Наука,
1990. – 330 с.
Исаченко, А.Г.
Природа мира. Ландшафты / А.Г. Исаченко, А.А. Шляпников. – М.: Мир, 1989. – 505
с.
Мильков, Ф.Н.
Ландшафтная сфера Земли. – М.: Мысль, 1970 . – 207 с.
Мильков, Ф.Н.
Человек и ландшафты. – М.: Мысль, 1978. – 201 с.
Охрана
ландшафтов. – М.: Прогресс, 1982. – 189 с.
Преображенский,
В.С. Основы ландшафтного анализа / В.С. Преображенский, Т.Д. Александрова, Т.П.
Куприянова. – М.: Наука, 1988. – 192 с.
Сочава, В.Б.
Введение в учение о геосистемах. – Новосибирск: Наука, 1978. – 318 с.
Географический ландшафт
Поверхность Земли необычайно разнообразна в своих особенностях. Однако некоторое сочетание этих особенностей может в основном повторяться от места к месту на протяжении известного участка и таким образом создаёт естественный ландшафт.
Допустим, что в некотором месте исследователь видит: холмы, разделённые понижениями, которые частично заняты болотами или озёрами; хвойный лес на холмах и смешанный в не занятых озёрами понижениях; подзолистые почвы. Пустившись далее в путь, он убеждается, что это характерное сочетание холмов, озёр, болот, хвойного и смешанного леса, подзолистых почв и других элементов (о которых мы, ради краткости, не говорим), закономерно повторяясь, тянется на значительное пространство. Он также убеждается, что наступает момент, когда описанное выше сочетание сменяется другим, а это другое тоже закономерно повторяется на протяжении десятков километров и образует новый, другой по своему облику участок. Эти отличающиеся друг от друга участки — ландшафты — каждый может видеть, осязать, исследовать, так как они — объективная реальность, действительно существующая в природе, а не продукт обобщения человеческого ума.
У географического ландшафта следующие основные признаки. Прежде всего, ландшафт — это участок ландшафтной оболочки. Во-вторых, ландшафт — это участок, обладающий индивидуальными чертами в своей структуре и морфологическом строении, некоторой качественной определённостью, которая и позволяет его отличить и отграничить от другого ландшафта. В-третьих, ландшафт, несмотря на черты индивидуальности, неразрывно связан с ландшафтной оболочкой в целом; его индивидуальные особенности проявляются не иначе, как на фоне и под влиянием закономерностей, присущих структуре и развитию ландшафтной оболочки. Сказанное относится не только к отдельному ландшафту, но и к любой группе ландшафтов, выделяющейся в природе по некоторым чертам внутреннего сходства.
Перечисленные признаки могут быть положены в основу некоторого общего определения понятия «ландшафт». Географический ландшафт — это участок земной поверхности, качественно отличный от других участков, окаймлённый естественными границами и представляющий собой целостную и взаимно обусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, которая типически выражена на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с ландшафтной оболочкой.
Такое определение содержит в себе по существу и ряд других характерных черт ландшафта, но делает излишним их перечень, поскольку очевидно, что ландшафту, как и ландшафтной оболочке, присущи: внутренне противоречивое единство и целостность, круговороты вещества и связанной с ним энергии, суточная, сезонная и многолетняя ритмика и непрерывность развития, протекающая в основном в тех же формах, теми же путями и по тем же законам, что и развитие всей ландшафтной оболочки.
Определение ландшафта, сформулированное выше, принадлежит прежде всего к общим понятиям географической науки. Оно одинаково приложимо к любой таксономической единице физической географии и столь же законно и необходимо, как общие понятия «климат», «организм», «почва».
Однако термин ландшафт можно использовать и для обозначения географического индивида, т. е. исходной единицы физико-географического районирования и систематики. Особого неудобства (кроме чисто формального) в этом нет, так как в каждом конкретном случае ясно, о чём идёт речь — о ландшафте вообще или о географическом индивиде. Впрочем, мнения географов в этом вопросе расходятся: одни в качестве общего понятия предлагают названия «природный комплекс» или «географический комплекс», а слово «ландшафт» сохраняют для наименования исходной единицы районирования; другие склонны оставить за «ландшафтом» функцию общего понятия и для единицы районирования и систематики избрать термин «физико-географический район» или «округ».
Любой ландшафт в каждый данный момент есть известная система или группировка взаимосвязанных тел, некий определённый структурный комплекс Именно структура, понимаемая в географическом смысле, составляя внутреннюю особенность ландшафта, придаёт ему качественную определённость. Подобно тому как в результате перегруппировки молекул или атомов, меняющей физико-химическую структуру тела, последнее меняет своё агрегатное состояние, — изменение внутренних соотношений между компонентами ландшафта, т. е. изменение географической структуры, приводит к изменению ландшафта, к его новому качественному состоянию.
Ландшафт объединяет разнородные части, но эти разнородные части образуют единство, однородно распространённое на известной территории. Иными словами: ландшафт разнороден, так как состоит из разнородных по своей природе (рельеф, почвы, воды и т. д.) и форме (водоразделы, склоны, долины и т. д.; реки, озёра, подземные воды и т. д.) частей, а также разнородных морфологических единиц (фаций, урочищ — см. ниже), но он в то же время и однороден, потому что сочетание этих разнородных частей и морфологических единиц закономерно и типически повторяется на известном пространстве.
Как указывалось, ландшафты не изолированы. Они друг на друга влияют. Нельзя, например, рассматривать Предкавказье независимо от Кавказских гор и нельзя объяснить климат Норвегии без того, чтобы мысленно не переброситься в Мексиканский залив, откуда начинается Гольфстрим. Соседство моря, при соответствующем направлении атмосферной циркуляции, делает климат прилежащего к морю наземного ландшафта океаническим. Семена растений переносятся из одного ландшафта в другой. Реки, рассекающие несколько ландшафтов, связывают их и в какой-то степени объединяют. Влияние одних ландшафтов на другие, даже очень отдалённые, осуществляется с помощью движения атмосферы, морских течений, распространения плавучих льдов и т. п.
Само собой разумеется, что ландшафты не изолированы не только в пространстве, но и во времени, как это и следует из общего понимания процесса развития. Наследие прошлого оказывает мощное воздействие и на современную географическую структуру. Так, например, литологическое строение местности — это всегда наследство прошлого, и роль этого прошлого в нынешних процессах выступает сама собой, если вспомнить, что пески водопроницаемы, глинистые породы водоупорны, известняки легко растворяются и т. п. Если стратиграфия — летопись ландшафта, то литология — его вещественный фундамент. Некоторые авторы причину разнообразия ландшафтов в каждой природной зоне видят именно в различии грунтов или принимают смену горных пород за основной критерий физико-географического районирования.
Принимая во внимание непрерывность развития ландшафта, мы неизбежно придём к заключению, что в каждом нынешнем ландшафте надлежит отыскивать черты троякого рода: современные, реликтовые и прогрессивные.
Современные — это те, которые придают ландшафту качественную определённость, наблюдаемую нами непосредственно.
Реликтовые — это те, которые сохранились от предыдущих стадий развития. Реликтовые черты нередко служат ключом к объяснению ряда современных особенностей. Сухие долины в пустыне говорят о том, что здесь когда-то климат был более влажный. Плоские гребни современных высоких горных хребтов говорят о равнине, существовавшей на месте нынешних гор, а впоследствии расколотой на глыбы, приподнятые эндогенными процессами на различную высоту. Реликтовые почвы, формы рельефа, растения, реликтовая фауна, реликтовые биологические приспособления, не находящиеся в соответствии с современной обстановкой, и т. д. — всё это ценнейшие указания для восстановления истории ландшафта и, следовательно, для уяснения его нынешних особенностей.
Наконец, прогрессивные черты — это то новое, что зарождается в современном ландшафте и чему суждено неуклонно усиливаться (например, острова таликов в области деградирующей вечной мерзлоты, накопление ортштейна в подзолистых почвах или солей в пресном озере, вторжение элементов степной растительности в пустыню и т. п.). Прогрессивные черты, вытеснив современные, изменят ландшафт и превратят его в другой. Очевидно, что анализ прогрессивных черт представляет для физико-географа первостепенный теоретический и практический интерес, так как служит предпосылкой географического прогноза и, стало быть, мощным орудием рационального преобразования ландшафта. Конечная задача всякой науки — предвидение, конечная цель — польза. Размер этой пользы, степень хозяйственной власти человека над природой и есть мера успехов науки.
Процесс развития ландшафтной оболочки есть процесс обогащения её новыми признаками, усложнения состава, а значит — и структуры. Совершенно то же надо сказать и о ландшафте, с той лишь разницей, что развитие отдельного ландшафта может носить более неровный характер, чем развитие ландшафтной оболочки в целом; в частности, внешние по отношению к данному ландшафту воздействия в отдельных случаях могут весьма существенно замедлять и даже на время пресекать нормальный ход развития данного ландшафта (катастрофические наводнения, вулканические извержения).
Существует попытка различать полные ландшафты, когда налицо все компоненты, и неполные ландшафты, когда какого-нибудь компонента недостаёт (полярные области, лишённые растительности; ландшафты морской поверхности, лишённые рельефа). Так как развитие ландшафта в существе своём есть его непрерывное усложнение и обогащение, то с точки зрения названной попытки любой ландшафт надо бы считать неполным, потому что у него ещё нет того компонента, который он в состоянии получить впоследствии в ходе развития. Предложенное подразделение явно не нужно. На самом деле всякий ландшафт на своей стадии развития полный.
Термин «географический ландшафт» давно получил права гражданства в географической литературе, и поэтому мы считаем целесообразным сохранить его, не прибегая к новшествам. Конечно, это термин не безукоризненный, потому что в основе его лежит представление преимущественно о внешнем виде страны (Landschaft — не только страна, край, но и вид, пейзаж), т. е. об элементах, изучением которых далеко не исчерпывается задача физической географии. Но дело ведь не столько в названии (хотя и оно должно быть возможно более точным), сколько в том содержании, какое в название вкладывают: геометрия уже давно не наука об измерении Земли, а география — не просто описание Земли, как это буквально означают их наименования. Эти устаревшие названия никого уже не смущают и развитию этих наук ни в какой мере не препятствуют.
Имеются отдельные попытки отбросить термин «ландшафт»: либо на том «основании», что ландшафтов в природе не существует (они — плод измышления человеческого ума) (А. М. Смирнов), либо потому, что «порочное» слово это, как якобы и всё учение о ландшафтах, заимствовано у буржуазных географов-идеалистов (А. Д. Гожев). Однако в реальности ландшафтов может сомневаться только солипсист. Отождествление же советской географической теории с выдумками буржуазных теоретиков свидетельствует лишь о нежелании видеть, что, кроме слова «ландшафт», у этих двух концепций нет ничего общего; здесь перед нами своеобразная робость духа: как бы чисто внешнее звучание слова, безотносительно к его содержанию, «магически» не оказало плохого влияния на советскую географию.
В нашей литературе синонимами термина ландшафт являются: хора (Ю. Бяллович), геохора, урочище, географический аспект (Л. Берг), элементарный ландшафт (А. Пономарев), естественный район (С. Неуструев), округ (В. Сочава), тип территории (А. Гожев), геоценоз (В. Сукачёв), географический комплекс (С. Муравейский), географический блок (А. Смирнов), природный комплекс (В. Лидов) и т. п. Разноречия только отчасти оправданы неодинаковым отношением авторов к содержанию термина: одни видят в нём единицу районирования, другие — общее понятие, третьи — отблеск метафизики. Но в ряде случаев новая терминология создаётся без особой надобности и образовала к настоящему времени в физической географии своего рода, терминологические джунгли, сквозь которые необходимо продираться к существу дела. К тому же и термины эти часто неудачны: от «хоры» получается «хорообразовательный (!) процесс», «блок» наводит на мысль о неподвижной застывшей глыбе, «аспект» буквально означает взгляд, вид, точку зрения и путается с сезонной характеристикой ландшафта. Прекращение игры в новые слова принесёт географической науке только пользу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что такое ландшафт? — Other
Нравится мне путешествовать по нашей стране, сменяя различные регионы. Самолётом никогда не летаю — дорогое удовольствие, езжу поездом. Потягивая чаёк, очень любопытно наблюдать за тем, как сменяется местность. Мелькают за окнами поезда не только наименования населённых пунктов, но и картинки.
Что же представляет из себя ландшафт
Представьте, что в своём путешествии вы словно перелистываете страницы родной России. Каждый конкретно взятый регион имеет свой особый шарм. А потому, просто взглянув на рельеф местности, можно без труда определить, где ты находишься, в какой именно части страны. Поэтому в разговорной речи часто можно встретить такие выражения как:
- городской ландшафт;
- ландшафт сельской местности;
- горный ландшафт;
- речной ландшафт.
По названиям таким можно без труда ещё определить, к какой конкретно местности относится тот или иной ландшафт.
Внешний вид средней полосы России
Именно здесь находится Москва и ещё множество промышленных городов. Наша любимая малая родина отличается, наверное, прежде всего, отсутствием больших гор и хребтов. Как правило, это равнины и небольшие возвышенности.
Хотя горы у нас тоже есть. Но только они не такие высокие и громоздкие. И ещё, что характерно, у всех наших крупных рек один берег — пологий, а другой — крутой.
Отправляясь на машине за город, у нас часто можно попасть на горную дорогу. Но только в отличие от южных регионов горы эти небольшие, слишком крутых поворотов и зигзагов тут нет. А вокруг — прекрасный лес, где царствует ель и любимая берёзка.
Как выглядит юг РФ
Да, тут уже совсем другая картина. Приезжая на юг, часто ловлю себя на мысли, что местность тут более каменистая.
А ещё здесь большое число гор. Тут они словно взмывают под облака. Особо красиво выглядят эти горы-гиганты на фоне моря.
Дороги в этих горах извилистые. Хорошо понимаешь, что такое ландшафт нашего юга при поездке, например, из Новороссийска в Геленджик и дальше. На извилистой горной дороге много резких поворотов, спусков и подъёмов. От такого путешествие у многих захватывает дух.
Ландшафтная география в ДВФУ: стратегическое ландшафтоведение
18 июня 2015
Ландшафтная география в ДВФУ: стратегическое ландшафтоведение
Валерий ПОСТНИКОВ [текст],
Анастасия КОТЛЯРОВА [фото]
18 июня, Владивосток, газета «Остров.ру». В начале текущего года в ДВФУ вышел третий том фундаментального исследования «Ландшафтная география Приморского края Тихоокеанской России». Это не рядовое научное издание, а работа, имеющая стратегическое значение. Можно сказать, это «геобиблия» Приморского края, которая во многом объединяет географические знания о Приморье.
О том, чем важны географические исследования для развития Дальнего Востока и для нашей университетской науки, рассказывает доктор географических наук, профессор кафедры географии и устойчивого развития геосистем Школы естественных наук ДВФУ Валерий Старожилов.
— Практическое освоение региона в наши дни требует развития географических исследований на новом уровне. Большее значение приобретает особое научное направление — ландшафтная география — наука о взаимосвязях в геосфере, одно из актуальных направлений комплексных географических исследований в современности. Главный результат этих исследований — ландшафтные карты территорий — помогают решать различные задачи стратегического значения — в области экономики, природоохранной деятельности, освоения территорий.
— Что такое ландшафтная география?
— Большинство людей, когда слышат слово «ландшафт», представляют красивый пейзаж с высоты птичьего полета. Но это — взгляд зрителя, а не ученого. Ландшафт — это территория, на которую ученые-географы смотрят в первую очередь аналитически. Существует особая наука — ландшафтоведение. Она изучает структуру географических пространств, которые состоят из нескольких компонентов: геологический фундамент, рельеф, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Вместе они образуют ландшафтосферу. Ландшафтная география — это специфическая наука, которую нужно отличать от ландшафтоведения или картографии. Ее особенность по сравнению с картографией в том, что она представляет собой сопряженный анализ компонентов, и затем элементы ландшафта она соединяет в единую систему. Ландшафт для географа — объемное тело, которое объединяет сопряженные, взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты. Это особое объемное и комплексное восприятие ландшафта дает уникальные научные результаты, благодаря которым мы можем лучше знать и осваивать территории.
Справка «Остров.ру». Ландшафт (нем. Landschaft, вид местности, от Land — земля и schaft — суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость). Географический ландшафт представляет собой однородную по происхождению и развитию территорию, с присущими ей специфическими природными ресурсами. Ландшафтная география рассматривает происхождение, изменения, структуру, пространственную дифференциацию и интеграцию ландшафтов, а также их отдельные свойства, взаимосвязи элементов и морфологических частей, их изменения под влиянием природных и антропогенных факторов, включая картографирование и составление ландшафтных карт.
— Что в этом направлении вы уже успели сделать?
— Главный результат нашей работы — это ландшафтные карты. На сегодняшний день у нас есть карты полумиллионного (1: 500 000) и других масштабов. Такие карты созданы впервые, на основе предложенной нами классификации ландшафтов. Это базовая морфологическая модель ландшафтов Приморского края. Она представлена в моих монографиях, оцифрована и доступна в Интернете. Создание таких карт — определенное достижение в изучении географии региона и в научной жизни университета. Можно сказать, что сейчас благодаря этой работе в ДВФУ создана ландшафтно-картографическая база, которая может быть очень важна для дальнейшего развития края. Но эти карты — только базовая часть. Для предметной практической деятельности необходимо на ее основе создавать отраслевые карты других масштабов.
Ландшафтные карты используются широко в практической сфере: градостроительство, туризм и рекреация, организация аграрных предприятий в горно-таежных территориях, экологическая экспертиза, регламентация природопользования, прогнозы природной обстановки, проектирование строительства, природопользование в целом и изучение географического пространства. Среднемасштабное ландшафтоведение решает задачи стратегического видения развития территорий, в отличие от мелкомасштабного и крупномасштабного. Оно представляет интерес для многих специалистов, и в дальнейшем будет широко востребовано, потому что в вопросах природопользования очень важно учитывать в целом природу территории, и ее комплексную модель нам показывает ландшафтная география.
Справка «Остров.ру». Валерий Титович Старожилов — почетный работник высшей школы. За свой научный труд «Ландшафты Приморского края: объяснительная записка к карте масштаба 1: 500 000» на Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction (Москва, 2011) был награжден почетной грамотой «За вклад в отечественное образование и поддержание престижа ДВФУ». Его монография «Ландшафтная география Приморья (регионально-компонентная специфика и пространственный анализ геосистем)» (2013) представляет собой научное достижение ДВФУ и может служить образцом фундаментального исследования географической среды юга Дальнего Востока России, о чем неоднократно указывалось в рецензиях.
— Как технически делается ваша работа?
— Необходимая часть научной работы географа — это полевые исследования. В экспедициях я работаю более 50 лет и успел побывать почти во всех уголках Дальнего Востока. Но сейчас наш главный инструмент — это электроника. Основой для составления ландшафтной карты служит цифровая карта-матрица, на которую накладывается разнообразная информация о ландшафте, сводится и получается ландшафтная карта. В этой работе для нас важно отметить на картах межкомпонентные связи — между растительностью, рельефом, водами и т.д.
— Как вы видите перспективы ландшафтной географии у нас?
— Ландшафтоведение насчитывает десятки лет истории, но прежде оно развивалось неактивно. Наша работа сейчас — это первый опыт комплексного использования ландшафтного подхода в географии Тихоокеанской России. Его развитие объясняется прогрессом в науке, изменениями в нашей жизни и трансформацией региона в связи с его освоением. Наша работа и исследования необходимы для дальнейшего успешного природопользования. Учитывая размеры Дальневосточного региона и практическую важность такого подхода, я могу утверждать, что нам нужен специальный центр ландшафтных исследований Тихоокеанской России, — резюмирует Валерий Старожилов.
Как рассказал Валерий Титович, его исследования вызывают интерес у многих специалистов. С ландшафтными материалами работают сотрудники ООО «Приморгеология», специалисты из институтов Дальневосточного отделения РАН. Лекциями и учебными пособиями, разработанными профессором по таким дисциплинам, как «Геохимия ландшафта» и «Ландшафтоведение», пользуются студенты и преподаватели не только ДВФУ, но и МГУ им. М.В. Ломоносова, РГПУ им. А.И. Герцена.
— В нашей библиотеке постоянно спрашивают работы Валерия Старожилова по ландшафтной географии Приморья с картами, — говорит заведующая читальным залом естественных и технических наук Научной библиотеки ДВФУ Надежда Гришан. — И это не только студенты, которые готовятся к занятиям по географии, но и студенты разных специальностей Школы естественных наук, Инженерной школы, Школы экономики и менеджмента, и даже Восточного института – ШРМИ. Они узнают в его работах необходимую и уникальную информацию о географии Приморья, которую не могут найти в других книгах.
пейзаж | Национальное географическое общество
Ландшафт — это часть поверхности Земли, которую можно одновременно рассматривать из одного места. Он состоит из географических объектов, которые отмечают или характерны для определенной области.
Этот термин происходит от голландского слова landschap — названия картин, изображающих сельскую местность. Географы позаимствовали это слово у художников. Хотя пейзажи существовали с древнеримских времен (пейзажные фрески присутствуют на руинах Помпеи), они возродились в эпоху Возрождения в Северной Европе.Художники игнорировали людей или сцены в пейзажном искусстве и делали саму землю предметом картин. Известные голландские художники-пейзажисты включают Якоба ван Рейсдала и Винсента Ван Гога.
Художник пишет пейзаж; географ изучает это. Некоторые географы, такие как Отто Шлютер, фактически определяют географию как ландшафтную науку. Шлютер был первым ученым, который писал конкретно о природных и культурных ландшафтах.
Природный ландшафт состоит из совокупности форм рельефа, таких как горы, холмы, равнины и плато.Озера, ручьи, почвы (например, песок или глина) и естественная растительность — это другие особенности природных ландшафтов. Например, пустынный пейзаж обычно указывает на песчаную почву и небольшое количество лиственных деревьев. Даже пустынные пейзажи могут быть разными: например, холмистые песчаные дюны пустыни Сахара сильно отличаются от усеянного кактусами ландшафта пустыни Мохаве на юго-западе Америки.
Культурный ландшафт
Ландшафт, измененный людьми, называется культурным ландшафтом.Люди и растения, которые они выращивают, животные, о которых они заботятся, и сооружения, которые они строят, составляют культурный ландшафт. Такие пейзажи могут сильно различаться. Они могут быть такими же разными, как обширное животноводческое хозяйство в Аргентине или городской пейзаж Токио, Япония.
С 1992 года Организация Объединенных Наций признала важные взаимодействия между людьми и природным ландшафтом как официальные культурные ландшафты. Международная организация защищает эти объекты от разрушения и определяет их как туристические направления.
Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по экономическим, социальным и культурным вопросам) определяет культурный ландшафт тремя способами.
Первый — это четко очерченный ландшафт, задуманный и созданный человеком. Археологический ландшафт первых кофейных плантаций на юго-востоке Кубы, недалеко от Сантьяго, Куба, является примером такого культурного ландшафта.
Второй тип культурного ландшафта — это органически развитый ландшафт.Органически развитый ландшафт — это такой ландшафт, в котором духовное, экономическое и культурное значение территории развивается вместе с ее физическими характеристиками. Культурный ландшафт долины Орхон, расположенный на берегу реки Орхон в центральной Монголии, является примером органически развитого ландшафта. Долина Орхон использовалась монгольскими кочевниками с 8 века в качестве пастбищ для своих лошадей и других животных. Монгольские пастухи до сих пор используют богатую речную долину в качестве пастбищ.
Последний тип культурного ландшафта — ассоциативный культурный ландшафт. Ассоциативный ландшафт очень похож на органически сложившийся ландшафт, за исключением того, что физические свидетельства исторического использования этого места человеком могут отсутствовать. Его значение — связь с духовными, экономическими или культурными особенностями народа. Национальный парк Тонгариро в Новой Зеландии представляет собой ассоциативный культурный ландшафт для народа маори. Горы в парке символизируют связь между маори и окружающей средой.
Люди и природный ландшафт
Развитие технологий увеличило нашу способность изменять природный ландшафт. Пример антропогенного воздействия на ландшафт можно увидеть на побережье Нидерландов. Вода из Северного моря была откачана из определенных областей, обнажив плодородную почву внизу. Были построены дамбы и дамбы, чтобы не допустить попадания воды в эти районы, которые теперь используются для сельскохозяйственных нужд и других целей.
Плотины могут изменить природный ландшафт, затопив его.Плотина «Три ущелья» на реке Янцзы в Ичане, Китай, является крупнейшей в мире электростанцией. Проект плотины «Три ущелья» привел к перемещению более 1,2 миллиона человек и навсегда изменил течение реки Янцзы, изменив как физический, так и культурный ландшафт региона.
Многие виды деятельности человека увеличивают скорость, с которой природные процессы, такие как выветривание и эрозия, формируют ландшафт. Вырубка леса подвергает большую часть почвы ветровой и водной эрозии. Загрязнение, такое как кислотный дождь, часто ускоряет выветривание или разрушение каменистой поверхности Земли.
Изучая природные и культурные ландшафты, географы узнают, как деятельность людей влияет на землю. Их исследования могут предложить способы, которые помогут нам защитить хрупкое равновесие экосистем Земли.
Пейзажная живопись | искусство | Британника
Пейзаж , изображение природных пейзажей в искусстве. Пейзажные картины могут изображать горы, долины, водоемы, поля, леса и побережья и могут включать или не включать искусственные сооружения, а также людей.Хотя картины самых ранних античных и классических периодов включали природные живописные элементы, пейзаж как самостоятельный жанр не появлялся в западной традиции до эпохи Возрождения в 16 веке. В восточной традиции этот жанр восходит к Китаю 4 века.
Британская викторина
Все в искусстве и дизайне (часть третья) Quiz
Хотите узнать немного обо всем в искусстве и дизайне? Начните с этой викторины, а затем переходите к трем другим частям!
В данной статье рассматривается только западная традиция.Для получения дополнительной информации о других традициях пейзажной живописи выполните поиск по стране или региону, например, китайская живопись, японское искусство, искусство Южной Азии: изобразительное искусство.
Пейзажная живопись XVI, XVII и XVIII веков
Хотя пейзажная живопись по-прежнему не была самостоятельным жанром и считалась низшей ступенью в жесткой иерархии предметов художественной академии, фоновые пейзажи становились все более детализированными в композициях, появившихся в Венеции в конце 15 века.Пейзажи были примечательны в работах Джованни Беллини ( Агония в саду , ок. 1465; Святой Иероним, читающий пейзаж , ок. 1480–85) и чуть позже Джорджоне ( Буря , ок. 1505; Поклонение пастырей , 1505/10). К середине XVI века художники северной Европы — особенно художники дунайской школы, такие как Иоахим Патинир и Альбрехт Альтдорфер — создавали картины, которые, хотя и часто были заполнены библейскими фигурами, действительно прославляли красоту природы сама по себе.Позже в 16 веке фламандский художник Питер Брейгель Старший стал мастером-пейзажистом, специализирующимся на красочных, детализированных живописных видах ( Пейзаж с падением Икара , ок. 1558; Охотники на снегу , 1565 ; Жатки , 1565).
Джорджоне: Поклонение пастырей
Поклонение пастырей , картина Джорджоне, масло, 1505/10; в коллекции Национальной галереи искусств, Вашингтон, Д.C.
Предоставлено Национальной галереей искусств, Вашингтон, округ Колумбия, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1939. 1.289
XVII век положил начало классическому или идеальному ландшафту, который изображал мифическую и идиллическую Аркадию древней Греции. Ведущими практиками классического пейзажа были итальянские художники французского происхождения Николя Пуссен и Клод Лоррен. Своими идиллическими сценами и классически упорядоченными, гармоничными композициями Пуссен и Клод пытались поднять репутацию пейзажного жанра различными способами: придавая метафорический смысл естественным элементам своих картин, изображая мифологические или библейские истории, сложенные в сложной форме. естественные условия, и подчеркивая героическую власть природы над человечеством.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Другая выдающаяся пейзажная традиция 17 века зародилась в Нидерландах в работах голландских художников Якоба ван Рейсдала, Эльберта Кейпа и Мейндерт Хоббема. Небо, часто зловеще облачное и заполняющее половину или больше холста, играло центральную роль в создании тона сцены. Голландские художники того периода наделили элементы своих композиций метафорическим значением и использовали визуальное воздействие маленьких фигур на обширном ландшафте, чтобы выразить идеи о человечестве и его отношении к всемогущей природе.
Центр пейзажной живописи в период рококо 18 века переместился из Италии и Нидерландов в Англию и Францию. Французские художники Антуан Ватто, Жан-Оноре Фрагонар и Франсуа Буше разработали лирические и романтические сцены на открытом воздухе, которые с точными деталями и тонкими красками прославляли природу. Их беззаботные пейзажи — называвшиеся fêtes galantes — представляли собой декоративные виньетки, наполненные красиво одетыми мужчинами и женщинами, наслаждающимися развлечениями и досугом на свежем воздухе.Пейзажную традицию английского рококо возглавил Ричард Уилсон, который рисовал как в Италии, так и в своей родной Англии. Его самая известная картина « Сноудон из Ллин Нантл » ( c. 1765), на которой изображена группа из трех человек, ловящих рыбу на озере, обрамленном горами, иллюстрирует его безмятежный стиль. Среди других известных английских пейзажистов — Томас Гиртин, Джон Роберт Козенс и Томас Гейнсборо (который также был хорошо известен своими портретами).
Романтический пейзаж и первая половина XIX века
Художники-пейзажисты XIX века восприняли широкое распространение романтического движения и наполнили свои композиции страстью и драматизмом.Это было в 19 веке, когда пейзажная живопись, наконец, стала респектабельным жанром в художественных академиях Европы и приобрела сильных поклонников в Соединенных Штатах. В Англии двумя выдающимися пейзажистами были Джон Констебл и Дж. М. У. Тернер. Оба художника работали с размахом, чтобы выразить силу природы. Они оба были мастерами запечатлеть на холсте атмосферные качества погоды. Констебль, однако, работал реалистично с высокой степенью точности в своих пейзажах английской сельской местности, тогда как Тернер, особенно в более поздние годы своей карьеры, создавал дико экспрессионистские и атмосферные морские пейзажи, граничащие с абстракцией.
В Германии романтический пейзаж был воплощен в творчестве Каспара Давида Фридриха, картины которого были наполнены эмоциональным и религиозным символизмом и могли быть интерпретированы аллегорически. Картина Фридриха «Крест в горах » ( c. 1808) — картина с изображением распятия, освещенного солнечными лучами на вершине горы, — выражает духовное чувство посредством природных элементов. Французские художники Жан-Франсуа Милле, Шарль-Франсуа Добиньи, Теодор Руссо и другие были частью барбизонской школы (1830–70-е годы), группы, которая рисовала в лесу Фонтенбло и вокруг него.Художники, хотя и были слабо связаны друг с другом, были объединены интересом к запечатлеванию тщательно наблюдаемой природы. Они избегали формальных сбалансированных композиций своих предшественников в пользу более правдивого, хотя и менее гармоничного, изображения своего окружения.
В Соединенных Штатах художники школы реки Гудзон (1825–1870 гг.) Располагались в долине реки Гудзон в Нью-Йорке. На картинах гор Катскилл, реки Гудзон и дикой природы Новой Англии и за ее пределами художники запечатлели драматические эффекты света и тени, мельчайшие детали своего предмета и прославили уникальную красоту еще нетронутых областей Американский пейзаж.Первые участники группы — Томас Коул, Ашер Б. Дюран и Томас Даути — вдохновили многих молодых художников, включая Фредерика Эдвина Черча, Фитца Генри Лейна, Джаспера Кропси, Альберта Бирштадта и Мартина Джонсона Хида. Изобретение оловянной трубки для краски (1841 г.) и изобретение портативного складного мольберта (также в середине XIX века) произвело революцию в жанре пейзажа, позволив художникам выходить из студии и изучать и рисовать свои предметы из первых рук. Живопись на открытом воздухе стала доминирующей практикой художников-импрессионистов конца 19 века.
Пейзаж — Художественный термин | Тейт
Оценка природы ради самой природы и выбор ее в качестве предмета искусства — явление относительно недавнее. До семнадцатого века пейзаж ограничивался фоном портретов или картин, посвященных главным образом религиозным, мифологическим или историческим предметам (историческая живопись).
Сегодня пейзаж продолжает оставаться основной темой в искусстве, и многие художники используют документальные методы, такие как видео, фотография и процессы классификации, чтобы исследовать способы нашего отношения к местам, в которых мы живем, и фиксировать влияние, которое мы оказываем на землю и наше окружение.
Пейзаж на протяжении веков
В работах художников семнадцатого века Клода Лотарингии и Николаса Пуссена пейзажный фон стал доминировать над историческими сюжетами, которые были якобы основой работы. Однако их обработка ландшафта была сильно стилизована или искусственна: они пытались воссоздать пейзаж классической Греции и Рима, и их работа стала известна как классический пейзаж. В то же время голландские художники-пейзажисты, такие как Якоб ван Рейсдал, разрабатывали гораздо более натуралистическую форму пейзажной живописи, основанную на том, что они видели вокруг.
Когда также в семнадцатом веке Французская академия классифицировала жанры искусства, она поставила пейзаж на четвертое место по значимости из пяти жанров. Тем не менее, в XVIII веке пейзажная живопись становилась все более популярной, хотя классическая идея преобладала.
В девятнадцатом веке, однако, произошел заметный взрыв натуралистической пейзажной живописи, частично вызванный, кажется, представлением о природе как прямом проявлении Бога, а частично — растущим отчуждением многих людей от природы в результате растущей индустриализации и урбанизации.Британия произвела на свет двух выдающихся участников этого явления — Джона Констебля и Дж. М. У. Тернер. Затем эстафета перешла во Францию, где в руках импрессионистов пейзажная живопись стала средством революции в западной живописи (современном искусстве), и традиционная иерархия жанров рухнула.
Во второй половине двадцатого века определение ландшафта подверглось сомнению. Жанр расширился, включив в него городские и промышленные пейзажи, и художники начали использовать менее традиционные медиа при создании пейзажных работ.Например, в 1960-х годах художники-лэнд-художники, такие как Ричард Лонг, радикально изменили отношения между пейзажем и искусством, создав произведения искусства непосредственно в ландшафте.
Определение ландшафта Merriam-Webster
земля · пейзаж
| \ ˈLan (d) -skāp
\
1а
: Изображение, представляющее вид на природные внутренние пейзажи.
Ее хобби было рисовать пейзажи.
б
: Искусство изображения таких пейзажей
2а
: формы рельефа региона в совокупности
пейзаж холмов
б
: часть территории, которую можно просматривать одновременно из одного места
наслаждались пейзажем с вершины горы
c
: конкретная сфера деятельности : сцена
политический ландшафт ее новая книга, которая описывает ландшафт ее жизни за последние десять лет — Элизабет Мейвор
переходный глагол
: для модификации или украшения (природного ландшафта) путем изменения растительного покрова.
: , относящийся к прямоугольному документу или изображению, имеющий размер по горизонтали больше, чем размер по вертикали.
Факты о ландшафтах для детей
Горы Рувензори, Уганда, Великая рифтовая долина.Горы образовались около трех миллионов лет назад в конце плиоцена под воздействием огромных сил, берущих начало в недрах земной коры.
Пейзаж означает площадь земли, которую можно увидеть. Это включает в себя формы рельефа, флору, фауну и элементы человека, например, деятельность человека или искусственную среду.
По своему значению освещение и погодные условия также являются частью ландшафта. Объекты внутри здания иногда тоже можно рассматривать как часть ландшафта.
Геология
Ландшафт определяется в основном геологическими особенностями. Это хорошо видно в Великой рифтовой долине Восточной Африки. Там почти все в ландшафте вызвано или связано с происходящим там распадом Африки. Даже в Великобритании, геологически тихом месте, весь ландшафт можно понять, изучив его геологическое прошлое.
Этимология
Слово было заимствовано как термин художников из голландцев в 16 веке, когда голландские художники начали становиться мастерами пейзажного жанра.Голландское слово landschap раньше означало просто «регион, участок земли», но теперь означало «изображение, изображающее пейзаж на суше».
Изображения для детей
Осенний пейзаж в Рыбинишках, Латвия, акварель Станислава Масловского, 1902 г. (Национальный музей в Варшаве, Польша)
Рисовые террасы Батад, Рисовые террасы Филиппинских Кордильер, первый объект, включенный в категорию культурных ландшафтов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 году.
Мифическое существо из группы джабугайских языков, Дамарри , преобразованное в горный хребет, видно лежащим на спине над ущельем реки Бэррон, смотрящим вверх к небу, среди влажных тропических лесов северо-восточной Австралии
Долина Блэкмор, главная декорация романа Томаса Харди Тесс из д’Эрбервилей . Hambledon Hill в сторону Stourton Tower
Титоны и река Снейк (1942) фотография Анселя Адамса
Саломон ван Рейсдал, «Вид на Девентер» (1657 г.).
Томас Коул «Курс Империи Аркадийское или пастырское государство», США, 1836 г.
Пейзаж со сценой из Одиссеи, Рим, ок. 60-40 гг. До н. Э.
- Рафаэль, Мадонна на лугу (1505 — 1506).
Spring in Kiangnan (1547) автор Wen Cheng-Ming (1470-1559) (деталь нижней части).
Клод Лоррен, Пейзаж с Аполлоном, охраняющим стада Адмета, и Меркурием, крадущим их (1645).
Пабло Пикассо, 1908, Фигуры Paysage aux deux (Пейзаж с двумя фигурами)
Карл Брандт: «Орескутан, пейзаж», 1921 (Швеция)
Почему мы любим пейзаж?
На протяжении тысячелетий человечество было увлечено пейзажным искусством независимо от его среды, хотя оно стало признанным жанром искусства только в конце 15 -х годов века.В пейзажных картинах есть что-то особенное; они каким-то образом дают нам эмоциональный опыт, отличный от других предметов. Почему это? И что такого особенного в ландшафте, что нас держит в каком-то почти потустороннем мире? Почему эта тема настолько сильна, что продолжает привлекать художников и зрителей независимо от возраста, расы, пола и национальности?
Определение
«Пейзажное искусство» — это изображение природного ландшафта, обычно с акцентом на горы, деревья, реки, леса, долины, береговую линию и другие живописные места.Часто в нем нет гуманистического элемента, поэтому он настолько интересен, что оказывает такое влияние на нас, как на зрителя; Сказав это, есть много изображений, на которых изображены лодки, разрушенные замки, мосты и т. д.
Анри Жак Дельпи — Вечер на реке
Реалистичные изображения ландшафта обычно складываются в связные композиции; однако пейзаж также вдохновил художников-абстракционистов, в первую очередь Анри Матисса, Сезанна и, конечно же, Тернера, чьи работы, по общему признанию, не совсем абстрактны, но более авангардны и выразительны.
J.M.W Turner — Rain, Steam and Speed — National Gallery London
Настроение и эмоции
Пейзажи часто создают определенное настроение или эмоции — они являются прекрасным инструментом для создания атмосферы. Например, глядя на картину с закатом, вы часто чувствуете это согревающее чувство и чувство удивления: почему? Что ж, дело в том, что мы все пережили этот момент в реальности, поэтому у нас такая сильная эмоциональная связь с пейзажным искусством — мы все можем это понять.
Терри Уоттс — Зимний полдень Лайм Регис
Погода также играет важную роль; например, угрюмая атмосфера с бурным морем создаст мрачную, драматическую и безумную атмосферу. Погода для людей ежедневно влияет на нашу жизнь, поэтому она, безусловно, сильно влияет на наше настроение и эмоции. В нашем предыдущем блоге The Connotations of Weather in Art мы подробно исследуем это.
Сильная тема
Пейзаж — это мощный предмет, который может воплощать широкий спектр эмоций, однако он также используется в чисто декоративном жанре, где художники могут продемонстрировать свои навыки.Пейзажное искусство также может быть связано с запечатлением прекрасного момента и документированием природных явлений, которые другие, возможно, никогда не увидят, особенно когда речь идет о фотографии.
У всех нас есть доступ к внешней среде, и это одна из причин, почему это одна из самых доступных и универсальных форм искусства. Примеры ландшафтного искусства можно найти от Британии до Парижа и Китая, и тот факт, что оно по-прежнему чрезвычайно популярно сегодня; как для художников, так и для зрителей просто показывает, что пейзаж как сюжет всегда будет актуален.
О Марке Митчелле
Продавцы британских и континентальных произведений искусства XIX-XX веков
пейзажи и рабочие пейзажи: что это такое?
Что мы имеем в виду, когда используем термин «ландшафт»? Все согласны с тем, что ландшафт — это большая территория, но как узнать разницу между ландшафтом и регионом или водоразделом? И имеет ли значение эта разница? В случае сохранения крупных ландшафтов и связанных с ними совместных подходов к сохранению не существует единого стандарта для рассматриваемой площади земель.Скорее, ландшафт подразумевает то, что вся сплоченная, связанная земельная единица включена в программу сохранения и рассматривается в ней. В некоторых случаях ландшафт может быть относительно небольшим, как один небольшой водораздел. В других случаях ландшафт может быть очень большим, например, целая часть штата США или целый горный хребет. Обычно, когда мы говорим о сохранении крупных ландшафтов, мы имеем в виду вторую группу усилий — программы, которые сосредоточены на достижении общих природоохранных целей на земельной площади, которая может составлять от десятков тысяч до миллионов гектаров.Относительно небольшая большая группа по охране ландшафта — Альянс охраны природы Алтарной долины (веб-сайт) в американском штате Аризона. Эта организация занимается ландшафтом площадью 250 000 гектаров. В отличие от этого, сборник усилий по сохранению среды обитания кустарника шалфея в районе Большого бассейна США сосредоточен на ландшафте площадью 70 миллионов гектаров. Из-за масштабов усилий по сохранению кустов шалфея он разбит на отдельные большие планы по сохранению ландшафта в каждом из 10 штатов США, участвующих в работе по сохранению.
Рабочие пейзажи — понятие родственное. «Ландшафтная» часть рабочих ландшафтов имеет то же значение — сплоченный, экологически и социально связанный участок земли. «Рабочая» часть говорит нам кое-что о землепользовании и экономическом значении ландшафта. Когда мы говорим о рабочих ландшафтах, мы говорим о территориях между городами или поселками и природных территориях с ограниченным постоянным использованием людьми. Сельские районы, в которых часто преобладает интенсивное или экстенсивное сельское хозяйство, лесоводство или экономика, основанная на других природных ресурсах, как правило, являются частью рабочего ландшафта.Таким образом, рабочий ландшафт — это сплоченная единица земли, которая экологически, социально и экономически связана.
Понимание рабочего ландшафта в регионе может обеспечить логику организации большой программы по сохранению ландшафта. Сохранение большого ландшафта сосредоточено на связанных, связанных земельных участках. Часто наличие сообщества сельскохозяйственных производителей вокруг места или региона помогает обеспечить экономическую и социальную сплоченность для совместного подхода к сохранению.Эти сообщества и экономические связи между людьми во многих случаях также хорошо согласуются с логическими экологическими границами между ландшафтами. Например, Альянс по сохранению долины Алтаря сосредоточен на одной долине, ограниченной с трех сторон горами, а с одной стороны — городской зоной. Горы обеспечивают как экологическую границу ландшафта, так и социальную границу, которая заставляет людей в Алтарной долине чувствовать связь с этим местом. Все сельхозпроизводители в долине являются владельцами ранчо, обеспечивая экономические связи.Все владельцы ранчо в долине заботятся о поддержании экологически здорового ландшафта отчасти потому, что это то, что позволяет им добиваться экономического успеха. Посягательство на застройку из близлежащих городских районов угрожает сельскохозяйственной экономике из-за сокращения числа производителей. Городское вторжение также угрожает экологическому здоровью ландшафта, поскольку оно становится более фрагментированным в результате развития и социальной сплоченности ландшафта, поскольку владельцы ранчо продают свою землю и уезжают.